(или как выжить в электричке Петушки-Крутое-Орехово-Москва)
Итак, вам надо в Москву. С одной стороны, это хорошо — значит, у вас там неотложные дела, друзья, родственники... А может, вы едете в театр, на выставку, на концерт — это просто великолепно! И, наконец, тот факт, что вам не нужно мотаться в столицу каждое утро, — отличный повод порадоваться за вас.
А вот с другой стороны... Наш железнодорожный транспорт, увы, пока не может предложить пассажирам должный уровень комфорта: несмотря на то, что живем мы уже в двадцать первом веке, садясь в обычную электричку, мы переносимся в семидесятые годы века прошлого.
Особенно это заметно на утренних рейсах, когда толпы ореховозуевцев, постоянно работающих в Москве, буквально штурмом берут вагоны. Поэтому нашу «школу выживания» мы разделили на две части. Первая — для тех, кому вдруг понадобилось ехать ранним утром, вторая — для всех остальных.
Что такое «петушня»?
Так среди завсегдатаев утренних рейсов принято называть жителей соседнего Петушинского района, оккупирующих все свободные места в петушинских и владимирских электричках. Причем «занимают» они и абсолютно свободные места, раскладывая на них чаще всего игральные карты. Ситуация складывается веселая — толпа внесла вас в переполненный вагон, где зачастую даже в проходе давка, и при этом... больше половины сидячих мест пустует.
Устраивать с ними разборки мы не рекомендуем, так как «петушня» в таких случаях действует сплоченно и агрессивно, а вам нужно в Москву, а не в травмпункт.
Крутовские электрички
Представляем ваше удивление, когда вы, решив ехать на Крутовской электричке и войдя в пустой вагон, обнаружите на сиденьях... все те же игральные карты. Это уже постарались наши земляки, умудрившиеся проникнуть в электричку еще на стоянке поезда в тупике и «забронировавшие» все хорошие места. В этом случае связываться мы тоже не рекомендуем, хотя некоторые ребята борцовской комплекции просто скидывают карты на пол и садятся, где хотят.
Что делать безбилетникам?
Контролеры — люди очень строгие, и если вы случайно забыли взять билет, то непременно оштрафуют, причем на кругленькую сумму. Хотя, говорят, завсегдатаи утренних электричек (те, кому лень бегать от проверки из вагона в вагон), почему-то платят гораздо меньше. Конечно, это не взятка, а, наверное, просто невнимательность...
— А как же безбилетники минуют турникеты на входе и выходе с перрона? — спросите вы. А очень просто! Во-первых, можно взять билет не до конца, а на одну-две станции вперед, обеспечив себе законный проход в электричку. Можно набраться наглости и просто перепрыгивать через турникеты. Можно набраться еще большей наглости и пройти «впритирку» с честным пассажиром. А можно устроить своеобразный паркур и лихо штурмовать заборы, загораживающие выход с перрона.
Только вот на турникетах все чаще и чаще стали появляться ребята из ЧОПов, которые «прыгунам» спуску не дают, а совсем даже наоборот, да и дубинки у них отнюдь не игрушечные.
Так что давайте еще раз подумаем: а оно нам надо?
Когда ехать?
Если вам нужно в Москву не к 8-9 часам утра, и если можно выкроить часик-другой, то считайте, что вам повезло — скорее всего, будете ехать сидя, и, если повезет, то на хорошем месте. А вот как такое место выбрать — читайте дальше.
Стоит ли избегать шумных вагонов?
Что нас часто раздражает в поездке? Конечно, вибрация и шум в вагонах, оборудованных компрессором. Для того, чтобы сесть в «тихий» вагон, многие неопытные пассажиры выбирают те, на крыше которых нет пантографа (эта та самая штука, по которой поезд получает ток из проводов, токоприемник то есть). На самом же деле, именно вагоны с пантографами никогда не шумят и не трясутся. Это с одной стороны. А с другой — в шумных вагонах и народа бывает меньше...
Дышим грамотно
Когда на улице нещадно печет солнце, а вагон электрички забит до предела, имеет смысл позаботиться о том, чтобы обеспечить себя любимого свежим воздухом на всю поездку. Окна часто не открываются, а в современных электричках вдобавок ко всему форточки не в каждом окне предусмотрены (в расчете на кондиционирование, которое никогда не работает). Так что, если у вас с собой нет акваланга или на худой конец кислородной подушки, лучше садитесь (или вставайте) в конец вагона по ходу поезда. Так вы получите воздух, поступающий из всех, зачастую немногочисленных, открытых окошек. Если же на улице холодно или идет дождь, то перебирайтесь в начало вагона: свежего воздуха получите меньше, но и сквозняка будет меньше тоже.
Игнорируем «бомжвагоны»
Самые грязные и вонючие вагоны, как правило — первые два с начала и два с конца поезда, так как именно в них, если повезет пробраться в электричку на стоянке, и ночуют бомжи. Конечно, вагоны иногда моют и дизенфицируют, но лучше, сами понимаете, не рисковать, особенно если вы путешествуете с детьми.
Как войти первым?
Без опыта не так просто определить места, где будут находиться двери еще не подъехавшей электрички. Ориентиром могут служить опытные пассажиры, которые уже все «выучили» и занимают на платформе места, соответствующие положению дверей. А на Курском вокзале обратите внимание на уже стоящие напротив поезда.
Как быстро занять место?
В открытое окно подходящего вагона, пока пассажиры выходят, можно закинуть на облюбованные вами места какие-нибудь не очень ценные предметы — пакет, газету, кепку и т.д. Кроме того, не забывайте, что в переднюю дверь вагона, как правило, выходит больше пассажиров, чем в заднюю, а значит, и у вас прибавляется шансов быстрее проникнуть с «заднего хода».
Следим за Солнцем
Не забудьте подумать и о том, как в окна будет светить солнце. Это можно сделать, лишь зная маршрут поезда, иначе вы рискуете все время прикрывать глаза рукой да еще и дополнительно прожариваться. Помните: то, что на станции вы сели в тень, еще не значит, что поезд не повернет через пять минут вашим боком к солнцу, которое еще и двигается по небу, что также имеет значение, если ехать долго.
Не всем расписаниям можно верить
Как правило, расписания из специальных книжечек, газет и так далее, на самом деле мало полезны. У нас на Горьковском направлении электрички отменяют пачками, изменяют время отправления и прибытия, в общем, нет ничего вечного под Луной. Поэтому лучше всего пользоваться постоянно обновляемыми расписаниями в Интернете, например, на tutu.ru, или расписанием из нашей «Зебры», где мы честно отметили «проблемные» электрички.