08:56
19 марта 2024
вторник

Зайцы в подмосковных электричках



Для тех, кто ежедневно добирается на работу или учебу из подмосковья в столицу на пригородных электричках, ситуация с особенностями проезда знакома. Однако, «случайным» пассажирам, оказавшимся в электричке по необходимости или любопытства ради, она может показаться очень необычной.
Но, так уж получается - это каждодневная реальность...

Пользователь Живого Журнала macos, специально прокатившись на пригородных электропоездах Казанского и Горьковского направления, делится не только своими впечатленями от увиденного, но и сделанными по случаю фотографиями...
(Далее от первого лица)
Я редко езжу в поездах, тем более в пригородных электричках. Про них теперь даже анекдоты не рассказывают, маршрутки злободневнее и смешнее. И если бы мне кто-нибудь рассказал о том, что на подмосковной железной дороге дважды в день проходит феерическое шоу, достойное того, чтобы быть включённым в состав Олимпиады (причём сразу и летней и зимней) - я бы не поверил. Зайцы-безбилетники, целые вагоны, убегающие от контролёров? Это что-то родом из детства...
Нет, такой аттракцион до сих пор можно увидеть в любой российской электричке. На днях я не отказал себе удовольствия и сходил в цирк.

Утром пятницы я приехал на Казанский вокзал, чтобы прокатиться на электричке куда-нибудь в область в поисках этих самых зайцев.

Проход к электричкам на Казанском вокзале
Казанский вокзал - проход к пригородным поездам

Ближайшая электричка до платформы «47-й километр». Не знаю, где это, но сгодится. Сажусь в последний вагон, занимаю место.

Электричка до станции 47-й км
Электричка до платформы «47-й километр»

Вагон не то, чтобы полон, но и не пуст. Это утром буднего дня по направлению в область. Представляю, что твоится в обратном направлении.

Вагон пригородной электрички
Казанское направление - вагон пригородного электропоезда

В поезд входят контролёры и проверяют билеты. Сейчас у них красные куртки, когда я последний раз ездил на электричке - были синие. В студенчестве даже и сам иногда ездил зайцем. Впрочем, я довольно быстро устал бегать и понял, что выглядит жалко и недостойно.

Контролеры проверяют билеты в электричке
Контролёры проверяют проездные документы пассажиров

Пока контролёры заняты одними пассажирами, другие резко подрываются со своих мест и убегают в соседний вагон. Салон пустеет. Остаётся лишь несколько бабушек с пенсионными и те, кто честно купил билет.

Опустевший вагон
Вагон пустеет с приближением контролеров

Контролёры, как правило, молодые ребята, сами из недавних студентов. Бегать за зайцами у них нет никакой возможности, да и смысла.

Контролеры в электричке
Контролеры в пригородной электрички

Они даже не могут выписать штраф безбилетнику. Поскольку РЖД теперь не государственная организация, а ЦППК (Центральная Пригородная Пассажирская Компания, обслуживающая электрички - дочка РЖД) тем более, что контролёры потеряли приставку «ревизоры» и стали «кассирами». По закону они не имеют права наложить штраф на человека.

Нагрудный знак контролера-кассира
Жетон кассира-контролера ЦППК

Всё, что можно сделать с зайцем - заставить его оплатить билет, причём от станции отправления, которую он сам назовёт, и дополнительно взыскать с него 50 рублей в качестве «услуги, за оформление билета». Это не способ борьбы с зайцем, но хотя бы какая-то компенсация за те убытки, которые несёт перевозчик.

Кассир-контролер оформляет билет в вагоне поезда
Оформление билета кассиром-контролером

Во время очередного «побега» я спросил одного парня, по виду студента, почему он бегает:
- Ну прикольно, спорт два раза в день. - А если штраф будет пять тысяч? - Тогда буду платить.

И примерно у всех такая же позиция. Даже не принцип - тупое стадное чувство. Кто вбил им в голову, что это круто - не платить за проезд и бегать, как преступники?

Побег группы безбилетных пассажиров
Пассажиры убегают от контролеров

Бегают все: старые, молодые, москвичи и мигранты, бабки в лохмотьях и солидные дяди с кейсами. И вопрос тут, как вы уже поняли, не в деньгах.

Безбилетники перебегают из вагона в вагон
Зайцы перебегают вагоны по платформе

Секрет беготни стар, как мир. Как только в вагон входит контролёр, зайцы подрываются со своих мест и уходят по вагону вперёд. Занимают толпой весь тамбур. Когда двери открываются на станции, нужно быстро-быстро перебежать один вагон назад по улице.

Зайцы бегают из вагона в вагон
Назад в будущее по платформе

Иногда из зайцев выстраиваются целые пробки. Машинисты тоже в курсе, кто бегает туда-сюда, но всё равно ждут, не захлопывают двери перед их носами: покалечишь человека - уже не с него и не билет будут спрашивать.

Зайцы окончили забег в проверенном вагоне
Перебежавшие зайцы утрамбовываются в вагон

Станция Выхино. Одна из самых загруженных в утренние и вечерние часы пик. Для железной дороги это граница Москвы и области, а заодно рядом станция метро.

Станция Выхино, Казанское направление
Станция Казанского направления «Выхино»

Выходя из электропоезда, люди сначала проходят ж/д турникеты, а потом ещё одни, уже метрополитеновские. Неудобно.

Выхино, выход в город
Выход в город на станции Выхино

И вот здесь те самые зайцы, которые бегали из вагона в вагон, должны выбраться со станции: ведь вокруг Москвы давно все остановки оборудованы турникетами. Пристраиваются друг за дружкой, пытаются перепрыгнуть...

Штурм турникетов на станции Выхино
Проход без билета через турникеты

Но у турникетов их ждёт охрана, шанс попасться намного выше, чем в самом поезде. Через заборы прыгают самые отчаянные. Остальные топают пешком в обратном направлении. Десяти людей толпой идут около километра, почти до Третьего транспортного кольца, идут по путям. Некоторые зимой поскальзываются и попадают под поезд.

В город по ж/д путям
Выход в город, минуя турникеты

И даже с крупногабаритным багажом.

Без билета - мимо турникета
Без билета по путям с багажом

Но Казанское направление - далеко не самое-самое. «А ты по Горьковскому прокатись» - посоветовали мне читатели, и я отправился на Курский вокзал.

Пригородные электрички
Электрички на вокзале

Горьковское направление и в самом деле считается самым проблемным и тяжёлым. Это напрямую связано с контингентом, который этими электричками пользуется: он разный. Меньше всего зайцев, например, на Рижском и Павелецком маршрутах: в одном случае поезд идёт в Рузу, Истру, Новый Иерусалим - там и земля дорогая, и люди при деньгах. Павелецкое - там просто не так много людей живёт, «аграрный край».

Платформа Курского вокзала
Платформа Курского вокзала

А вот в направлении Нижнего Новгорода, например, ссылали самых неблагополучных элементов на выселки ещё с царских времён. Помните «сто первый километр»? Вот и пытаются вернуться теперь в Москву без билета. Здесь уже люди замечают мою камеру (на Казанском никто и слова не сказал), и сразу в ход идёт «бычка».

На платформу минуя турникеты
Безбилетник забирается на платформу

Так или иначе, пусть и слегка напугавшись, я сажусь в знаменитый поезд «Москва-Петушки», воспетый ещё в литературе. Настоящие пацаны садятся в поезд так. Купить билет? Нет, не слышал.

Посадка в поезд
Мастер-класс по посадке в электричку

Здесь электричка полна даже в разгар рабочего дня. Все сидят и не дёргаются, контролёров-то пока нет.

Пассажиры в вагоне
Вагон электрички горьковского направления

Они появляются ближе к границе Москвы и области, и я тоже прошусь пройти с ними вместе пару вагонов. Парень-безбилетник сразу начинает возмущаться, что его фотографируют. Контролёр включается в игру: «А это «В мире животных» снимают. Проезд-то оплати!». Но парню всё равно, он выходит на ближайшей станции и бежит в задний вагон.

Безбилетник в тамбуре вагона
Попавшийся контролерам заяц

Если на Казанском бегали одиночки, то здесь забеги массовые. Есть целые заячьи семьи: посмотрите, какая любовь - бегут, взявшись за руку. А рыжий толстяк с банкой ягуара даже не потрудился надеть куртку, выбегая на мороз.

Групповой забег безбилетников
Массовый забег безбилетников

И так на всех платформах...

Контролеры и пассажиры
Купавна - безбилетные пассажиры

Многие зайцы оставляют в вагоне свои вещи на местах, чтобы, когда они совершат круг вокруг вагона, вернуться на насиженные жёрдочки. При этом нередки случаи, когда новые пассажиры входили в вагон и садились на свободные места. Потом приходил заяц-громила и давал «в репу» ничего не подозревающему «обилеченному» пассажиру.

Идет охота на зайцев
Идет охота на зайцев

Один мужик в тамбуре предложил мне «накатить по соточке» и забить на всех этих зайцев. Он сам никогда не платил за проезд и бегал до последнего. Обещал научить бегать и меня.

Водка в пригородном электропоезде
Распитие спиртных напитков в электричке

Я на минутку прельстился возможностью развить навыки суперскорости... но потом отказался. Слишком уж жалко выглядят эти оборвыши-бегуны.

Пробег по скользкой платформе
Скользкие платформы не помеха для зайцев

«Не хочешь как хочешь» - сказал мужик и остался за закрывшимися дверями, - «а у меня ещё закуска нашлась»!

Тамбур электрички
Выпил, пробежался, в вагон - романтика

Я вышел на каком-то полустанке в скольких-то километрах от Москвы. Прямо на перроне можно было купить билет на обратную электричку.

Билетные автоматы на платформе
Автомат по продаже билетов

Немного помёрз: электричек в сторону города долго не было, пропускали грузовые составы.

Грузовой состав
Товарный поезд

Вот подошла электричка.

Пассажиры ожидают электричку
Прибывающая к платформе электричка

Наконец, я сел в электричку до вокзала. Ехать от Железнодорожного полчаса и билет стоит около 50 рублей, но зайцы всё равно находились, хотя и совсем немного.

Крутое-Москва
Крутое-Москва

Вот мужик экономит этот самый полтинник и лезет через забор. Это же целая бутылка пивасика!

Экономия на проезде
Через забор, но экономно

А вот вагонные музыканты, что самое интересное, за проезд почти всегда платят. Это их арендная плата за право зарабатывать свой хлеб. Девушка пела удивительно добрую песню, сразу подняла настроение мне и другим пассажирам. Тем, конечно, кто не бежал в это время в соседний вагон - зайцы её просто не услышали.

Музыканты в вагоне
Музыканты в электричке


Вот такая суровая реальность существует на многих направлениях железной дороги.

Источник:
15.12.2012





Ближайшие электрички из Москвы
МосДрКабО-ЗКрНапрПрим
09:2611:0311:0811:1511:19Петушкиежед
09:33------10:27---НН / Лежед
09:5011:2611:3011:3711:42Крутоеежед
10:4712:1212:1712:2412:28Петушкиежед
Ближайшие электрички на Москву
КрО-ЗКабДрМосНапрПрим
---09:27------10:24НН / Лежед
---09:37------11:11Владимирежед
09:4009:4509:5109:5611:29Крутоеежед
10:4510:50------11:58К / Эвых

Не опоздайте на поезд
Обратите внимание! Актуальное расписание с учетом текущих изменений доступно в режиме он-лайн на сайтах:


обивка мягкой мебели


Разработка и техническая поддержка: Сайт города Дрезна.
© Copyright  2008—2024