01:16
29 марта 2024
пятница

В финских поездах со своим автомобилем



Совсем недавно на страницах сайта появился рассказ блоггера docent.livejournal.com, посвященный вокзалу в Хельсинки, Финляндия.
Теперь же автор делится своими впечатлениями о железнодорожном путешествии (да еще и с собственным автомобилем) по Финляндии, восхищаясь сервисом и стоимости услуг финских перевозчиков и сравнивая их с Российскими.
Как всегда - рассказ сопровождается подробным фотоотчетом.
В недавнем автопутешествии по Финляндии было решено проделать часть пути по железной дороге. Там путешествовать на поезде можно прямо со своим автомобилем!

А вы, кстати, знаете, что недавно и из Москвы тоже стало возможным приехать в Хельсинки на поезде РЖД? За каких-то 664 евро вы получаете билет на провоз автомобиля туда и обратно, полку в 4-х местном купе без розеток и ключа, с тремя незнакомыми пассажирами, что бы не скучали в дороге, и мечту о душе по окончании поездки.
Спрашиваете «зачем мне билет туда и обратно»? Не определились с точной датой окончания поездки? Или думаете навестить на обратном пути бабушку в Питере и дядю на Валдае, привезти им полный багажник морошки и коробку лапландского сыра? Забудьте! РЖД заботливо уберегут вас от утомительной поездки за рулём!
А еще, предоставят вам двойную освежающую ночную прогулку по заледеневшим перронам пограничных станций Бусловская и Вайниккала, для досмотра вашего автомобиля пограничниками, которые вряд ли что-то там обнаружат, ведь РЖД уже позаботились и о том что бы все ваши вещи вы заведомо забрали в купе, а досмотр, это просто предлог, ну просто что бы воздухом могли подышать, полезно, говорят, перед сном.

Впрочем, давайте обо всём по порядку, ведь я же еще хотел рассказать вам про финские поезда!

Советский электровоз на станции Рованиеми
Советский электровоз на станции Рованиеми

Хотелось бы вам напомнить исторический факт, вдруг кто его забыл: первые железные дороги в Финляндии появились с подачи русской стороны, потому что, когда изобрели паровоз, Финляндия всё ещё была частью Российской империи, и поэтому, ширина колеи там, как и по всей России 1520/1524 мм.
После революции, когда Финляндия стала независимой страной, проложенные по их территории русские рельсы стали частью финской железной дороги. Финны не стали переходить на общеевропейский стандарт колеи 1435 мм, а Советский Союз, до 1985 года поставлял им электровозы, построенные на Новочеркасском заводе, они до сих пор катают наших северных соседей. В остальном, как же две части некогда одной сети стали не похожи друг на друга за это время!

Кстати, удивило что здесь советские электровозы также выполняют и роль маневрового локомотива.

Электровоз в Финляндии - сделано в СССР
Электровоз в Финляндии - сделано в СССР

Из России в Финляндию можно добраться на поездах РЖД, в том числе прямым ночным поездом Москва-Хельсинки «Лев Толстой», а также недавно запущенным скоростным поездом «Аллегро», работающим на направлении Санкт-Петербург-Хельсинки.
Расстояние в 1108 километров этот поезд преодолевает за 14 часов, билет в обычное 4-х местное купе стоит 107 евро. В купе этого поезда не обнаружено электрической розетки, чтобы подзарядить ноутбук, кроме того, не было возможности, как и в большинстве российских поездов, пойти в вагон-ресторан (или даже просто в туалет) закрыв купе на ключ. На этот случай у меня, конечно, есть «трёхгранка», но что делать с незнакомыми соседями по купе? Я может и параноик, вещи так не брошу. К счастью, я обычно езжу не один и можно кого-то оставить «на чемоданах».

Поезд «Лев Толстой», Москва-Хельсинки
Поезд «Лев Толстой», Москва-Хельсинки

Однажды мне приходилось ездить в каком-то более современном вагоне, там были предусмотрены и розетки, и даже телевизор, который правда показывал только помехи. Еще там были автоматические двери, вакуумные туалеты и прочие элементы цивилизации. Правда, как говорится, одно добавили, другое, зачем-то убрали: в этом современном вагоне отсутствовали «рундуки» (такие ящики под нижними полками, кинул туда сумки и спи себе на них спокойно, никто ночью по тихому не сопрёт). Но главное, в тех купе были электронные замки! Правда, ключи к ним не выдавались. Проводник сказал, их почти все или потеряли или спёрли, а с завода новых не поставляют. Ну вы поняли, «всё-таки она наша, наша Раша».

Финский «VR Track» на плановых работах
Финский «VR Track» на плановых работах

В другой раз я ездил из Москвы в Прагу в евровагончиках, стандарта RIC. Там даже раковина была в купе. Но их главный недостаок заключался в том, что такие купе были трехместными и очень тесными. Как говорится, ни богу свечка, ни чёрту кочерга, но если ехать втроем, и быть при этом не очень крупногабаритным, то нормально.
Выглядело такое купе так...

Вагоны RIC. Купе поезда Москва-Прага
Вагоны RIC. Купе поезда Москва-Прага

Про плацкарт от РЖД я вообще не хочу говорить, сто лет в них не ездил и еще столько же как минимум не собираюсь. Особенно, после поездки в «плацкарте» финского поезда.
Кто-то меня сейчас наверно почитает, и скажет, не ну совсем избалованный, вся страна в таких поездах более чем полвека ездит и ничего. А раз такой гламурный, вот же есть вагоны РЖД в которых даже туалеты с душем в купе! Ага. Да да. Знаю я такие вагоны.
Выглядит такое купе вот так...

ВИП-купе РЖД
ВИП-купе РЖД

Есть такие купе вроде бы и в поезде «Лев Толстой», Москва-Хельсинки, но вот стоит это удовольствие стоит 23 с хреном тысячи рублей. В один конец! Правда за всё купе. Тут уважаемый читатель воскликнет, багровея от раздражения, «Да ты совсем зажрался! Хочешь комфорт, плати бабки!»... Спокойно, спокойно, уважаемый. Просто дыши глубже и продолжай читать.

Машины, кстати, по Финляндии перевозятся вот в таких автовагонах...

Финские автовагоны
Финские автовагоны

Давайте теперь вспомним про услугу РЖД с перевозкой автомобиля. Вагоны для перевозки автомобилей тоже теперь цепляют к «Льву Толстому». На других направлениях услуга пока не предлагается, хотя, я верю, что она могла бы быть весьма востребована, я бы сам предпочёл доехать до какого-то города с автомобилем в поезде и дальше иметь полную независимую свободу перемещения. Если бы не ценовые реалии.
Погодите, не открывайте сайт rzd.ru, я уже собрал все данные. Или, нет, откройте его в новой вкладке браузера и посмотрите, а то вдруг мне не поверите. Да, кстати, напишите мне, сколько времени у вас ушло от момента открытия сайта до обнаружения этой информации? А потом откройте сайт vr.fi, и повторите там те же действия. Для наиболее продвинутых пользователей, попробуйте забронировать билет тут и там, особенно в формате «купе+автомобиль» и поделитесь впечатлениями.

Вокзал Рованиеми, Финляндия
Вокзал Рованиеми, Финляндия

Теперь читаем чёрным по белому на сайте РЖД: 450 евро за перевозку автомобиля туда и обратно. Плюс 4 евро за резервирование перевозки, и 0,3 евро за каждые 100 евро объявленной стоимости автомобиля. Причём, и это очень важно: провоз автомобиля можно оформить только туда и обратно.
То есть вам нужно заранее определить продолжительность поездки и день возвращения. Не прокатит и то, если вы планировали вернуться из Финляндии на автомобиле своим ходом. Кстати таможенные правила, насколько мне известно, запрещают вернуться из страны Евросоюза без машины, оставив её там, но вот своим ходом она уедет или на поезде, такого уточнения не припоминаю. Может РЖД чудит и навязывает свою услугу?

Внутренний вид финских автовагонов
Внутренний вид финских автовагонов

Вы думаете, на этом неудобства заканчиваются? Ха! Они только начинаются. Вы будете обязаны забрать ваши чемоданы из багажника машины и топать с ними в купе. Вы обязаны не запирать ваш автомобиль и не включать сигналку. В автомобиле вы можете оставить только то чем он комплектуется по ПДД: аптечка, огнетушитель, инструменты, запаска, знак аварийной остановки и т.д.

Можно было бы объяснить это таможенными и пограничными заморочками, только вот досмотр автомобиля на границе всё ровно предусматривается (а то мало ли вы договорились с проводником и он закрыл глаза на ваш минивен, набитый доверху оружием и наркотиками). Судя по всему, хотя я могу и ошибаться, на границе вас по любому выдернут из теплого купе на мороз, поведут в тапках и тренниках по заледеневшей платформе к автовагону и будут досматривать ваш автомобиль. Почему бы не организовать все эти формальности на вокзале при погрузке автомобиля, и там же запереть его в конце концов, за такие-то деньги?

В Финляндии по-другому: поставил машину в вагон, вещи можно оставить внутри, запирать машину или нет дело ваше.

Машина при перевозке в автовагоне поезда
Машина при перевозке в автовагоне поезда

Допустим это всё была пограничная бюрократия и мы с ней смирились, как миримся со всё еще неизбежным злом - получением шенгенских виз, необходимостью замены загранпаспортов по истечению свободных страниц или сроку его действия, и досмотрам в аэропортах и на погранпереходах. Давайте снова вернёмся к любимому и родному РЖД.

Вышерасчитанная цена была ведь только за провоз автомобиля! Сверху вам надо будет еще заплатить 107 евро за место в четырехместном купе, ну или те 23 с хреном штуки, если не желаете 14 часов трястись в поезде без душа и туалета в 2-х шагах от койки.
Если не удалось накопить денег на отдельное купе с душем, РЖД рады предложить вам полку в 6-ти местном плацкарте международного поезда.

Плацкартный вагон поезда Москва-Хельсинки
Плацкартный вагон поезда Москва-Хельсинки

Если уж мы не можем вернуться обратно на машине своим ходом, умножаем эту сумму на два. По-минимуму набегает: 107*2=214, 214+450=664.
И это если вы едете в одиночестве и с автомобилем, без учета других поборов. Если разделить на два (хоть при поездке с авто в Хельсинки из Москвы это не доступно), получится 332 евро, за эти деньги вас довезут в один конец, в одном купе с 3-мя незнакомыми людьми, с автомобилем на расстояние 1108 километров. В купе не будет розеток, раковины, и в вагоне не будет даже общего душа.
Кстати, забронировать сразу и провоз автомобиля и купе «в один клик», как у финнов, на сайте РЖД невозможно: делайте всё это по отдельности!

Если уважаемый читатель осилил до этого места, он задумается, а зачем я тут развёл все эти рассчёты и за что я так радостно тролю РЖД? Вот мы и добрались до главного, сейчас всё поймёте.

Аплодисменты, на сцену выходит финский коллега и партнер РЖД — VR, в белом свежевыглаженном костюмчике на зелененькую рубашечку.

Реклама финского перевозчика «VR»
Реклама финского перевозчика «VR»

Так что же нам «VR» предлагает? Мы вдвоем проехали примерно 900 с небольшим километров от Рованиеми до Турку, вместе с нашим авто. Ну не 1108, конечно, но что в современном мире какие-то 100 километров? 7-10 литров бензина у рядовой легковушки? Час пути без пробок? Москва из конца в конец в её современных границах? Или Москва всё же побольше наверно? В общем, не суть важно в данном контексте. Но мы за всё это удовольствие заплатили 245 евро! на двоих! с автомобилем!

Вагоны поездов «VR», Финляндия
Вагоны поездов «VR», Финляндия

А без автомобиля одно место в двухместном купе обойдется в 106 евро.

Вагоны поездов «VR», Финляндия
Вагоны поездов «VR», Финляндия

И да, я не просто так написал слово «удовольствие». Может быть это всё меня так впечатлило, потому что я первый раз путешествовал на европейском поезде? Так что же мы получили за 245 евро?
Наш «плацкарт» в финском поезде. Да, я не опечатался, «berth» по английски означает «плацкарт», или «спальное место», именно под таким термином это прописано на сайте «VR» и в билете.

Двухместное купе - «berth» (плацкарт)
Двухместное купе - «berth» (плацкарт)

Три розетки 220 вольт в купе, а еще там два раздельных будильника для каждого пассажира. Раковина. При необходимости, если едите с детьми или компанией, два двухместных купе можно объединить в одно, между ними предусмотрена дверь.

«Удовольствия» в финском плацкарте
«Удовольствия» в финском плацкарте

Еще понравилось брендированное постельное бельё. И там нормальные пододеяльники, а не тупо простыни, в которые надо еще как-то умудриться завернуть одеяло! Ничего не надо получать или сдавать, стелить, и тем более платить отдельно. Пришел в купе - всё чистое, выглаженное, уже постелено и готово к вашему приходу, как в гостинице. А, РЖД? Слабо, да?

Постельное бельё в финских поездах
Постельное бельё в финских поездах

Я теперь хочу себе такую наволочку, пододеяльники и простыни! На полном серъезе! Где их заказать?

Постельное бельё в финских поездах
Постельное бельё в финских поездах

Душ, общий правда, но скажите мне, в каких вагонах РЖД есть у нас общий душ? А вы знаете, что конструктивно он в общем-то предусмотрен, даже в весьма старых «амендорфовских» вагонах? Или может я редко езжу и где-то они таки работают?

Слева на право: общий душ в вагоне, общий туалет, отдельный общий туалет для детей (все необходимые в таких случаях гигиенические средства конечно же присутствуют).

Душ и туалет в финских поездах
Душ и туалет в финских поездах

Второй общий туалет в вагоне предназначен для людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детьми. Он более просторный, в нем есть поручни, откидной столик для пеленания детей, горшок, раковина, необходимые гигиенические средства. Дверь в туалет открывается сенсорной кнопкой, так же бесконтактно открывается кран с водой (как впрочем и в обычном туалете) и выливается жидкое мыло. Во всех туалетах рядом с унитазом так же присутствует мини душ, сами понимаете для каких целей ). Это кстати вообще есть во всех общественных туалетах в Финляндии.

Туалет для людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детьми
Туалет для людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детьми

Указатели на «удобства» также в наличии - найти всё необходимое очень легко.

Душ в вагоне поезда
Душ в вагоне поезда

Двери купе запираются ключом, два ключа для пассажиров и один ключ от общего душа. Можно спокойно закрыть купе и пойти в вагон ресторан, что мы, собственно и сделали. А за одно исследовали финский поезд.

Ключи от купе и душа
Ключи от купе и душа

Второй этаж вагона. Здесь располагаются купе с санузлами («sleeping compartment»). К сожалению, я забыл сфотографировать такое купе. Если вам лень идти на сайт vr.fi, где есть виртуальный тур по финским поездам, то оно конечно менее пафосное, чем показанное выше аналогичное купе поезда РЖД, чем-то напоминает то, в котором ехали мы, в том числе и по площади, но только есть еще достаточно компактный санузел с душем.

Вагон финского поезда
Вагон финского поезда

А знаете сколько стоит билет в это «мажорное» купе с душем и туалетом у «VR»? Пауза. Тут у РЖД заканчиваются сигареты и ломается зажигалка, он сплевывает на пол и бормоча что-то нецензурное уходит со сцены под свист и улюлюканья из зала. Так вот. Это стоит 266,63 евро, тоже с провозом автомобиля и тоже на двоих. По крайней мере так говорит сейчас сайт vr.fi.

Посчитайте там по курсу 23 с хреном тыщи рублей за аналогичную эксклюзивную услугу РЖД. Если вы путешествуете в одиночестве, заплатите 248 евро за такое купе, а за то, в котором ехали мы 179,96. При путешествии без автомобиля (автопакета) стоимость проезда в таком купе будет 116 евро на одного человека и 233 евро на двоих.
Что-то как ни пытаюсь перевести по курсу, не получается у меня 23 с хреном тысячи рублей. Можно было бы грешить на старенький китайский калькулятор, но и на компе такая цифра не получается почему-то.

Кстати, не думаю, что здесь среди ночи на полустанке к вам в купе обивая дверной косяк чемоданом подсядет незнакомец и начнёт смачно чавкать припасенной в дорогу курицей. В «Льве Толстом», при почти пустом вагоне именно в наше купе всю дорогу почему-то подсаживали новых пассажиров. В выходные, правда, все эти цены выше в среднем евро на 30.

Лестница на второй этаж вагона
Лестница на второй этаж вагона

Кстати, в финском спальном вагоне нет проводника, он там как бы и не нужен: бельё постелено, разбудить вас разбудят по громкой связи, или можете поставить себе встроенный будильник. А чай? Чай в вагоне-ресторане. Ну или можете свой заварить если взяли с собой электрочайник или кипятильник - розетки же есть.

Пульт управления вагоном
Пульт управления вагоном

При переходе из одного вагона в другой вы видите дисплей с его номером. Не заблудитесь. Нет, это не в поезде 70 вагонов, это просто его «системный» номер.

Навигация в вагонах
Навигация в вагонах

Тамбур. Двери все автоматические. Справа туалет для инвалидов и пассажиров с детьми, который я показывал выше.

Тамбур финского поезда
Тамбур финского поезда

Наконец дошли до вагона-ресторана, где выпили пива и перекусили.

Вагон-ресторан
Вагон-ресторан

Достаточно уютно и бесшумно.

Вагон-ресторан
Вагон-ресторан

Есть в поезде и сидячий вагон.

Сидячий вагон
Сидячий вагон

Треть сидячего вагона занимает багажное отделение.

Багажное отделение
Багажное отделение

Вокзал в Турку.

Вокзал в Турку
Вокзал в Турку

Железнодорожные рабочие.

Железнодорожные рабочие
Железнодорожные рабочие

В Турку маневровые локомотивы более традиционные.

Маневровые локомотивы в Турку
Маневровые локомотивы в Турку

Тот же вокзал в Турку - достаточно чисто и уютно.

Вокзал в Турку, Финляндия
Вокзал в Турку, Финляндия

Поезд поехал дальше, до Хельсинки, а вагоны с машинами тех кто приехал в Турку отцепили и отогнали к рампе для разгрузки.

Работы с автовагонами
Работы с автовагонами

Сцепщики за работой.

Сцепщики за работой
Сцепщики за работой

Опасная у них работа.

Сцепщики за работой
Сцепщики за работой

Наш автомобиль выгружают - дальше он едет своим ходом.

****
****

Наконец подумалось. Вот ведь вроде ВТО на дворе, по идее, открыты двери для всякого рода международной конкуренции. Не пора ли поколебать монополистичный покой зажравшегося толстопузого РЖД? Если со всякими там ДойчеБанами это сложновато, колея разная, и дальше они от нас, то запустить бы к нам хотя бы финский «VR»? С нашими реалиями конечно можно только мечтать об этом, но вдруг если и не цены бы снизились, то хотя бы комфорт повысился? И в конце концов, поезда РЖД ходят в Финляндию, да и в другие страны Европы, почему бы европейским поездам не ходить к нам? Как у авиакомпаний. Вот вам и здоровая конкуренция.

А пока что, получается, невыгодно у нас путешествовать с автомобилем из России в Финляндию, за те деньги и с тем геморроем, который предлагают нам РЖД, можно минимум недели две, если не больше, кататься по Финляндии на арендованной там же машине. А уж за 23 с хреном тыщи вообще на самолете можно долететь за полтора часа туда и обратно, вместо того что бы трястись в их мажорном купе с унитазом в один конец. То что в Европе обычное явление, элементарное комфортное купе на два места или даже купе с санузлом — у РЖД по прежнему относится к эксклюзивным услугам «для богатых».

Автоплатформа
Автоплатформа


Источник:
20.02.2013





Ближайшие электрички из Москвы
МосДрКабО-ЗКрНапрПрим
04:2305:1805:2305:3005:34от Ж-Дежед
04:3906:17---06:2606:30Петушкиежед
05:3507:0707:1207:1907:24Крутоеежед
06:2108:1108:1508:2308:26К/Пежед
Ближайшие электрички на Москву
КрО-ЗКабДрМосНапрПрим
04:1204:1604:2304:2705:53Крутоеежед
04:3804:4304:4904:5306:26Крутоеежед
04:4804:5405:0105:0506:39Петушкиежед
05:0905:1405:2005:2506:58Крутоеежед

Не опоздайте на поезд
Обратите внимание! Актуальное расписание с учетом текущих изменений доступно в режиме он-лайн на сайтах:


обивка мягкой мебели


Разработка и техническая поддержка: Сайт города Дрезна.
© Copyright  2008—2024