07:44
22 июля 2017
суббота

На электричке по берегу Байкала



Для туристов на Байкале есть необычный аттракцион: прокатиться вдоль самого большого пресного озера в мире на поезде, по исторической части Транссиба.

Кругобайкальская железная дорога, некогда самая сложная и дорогостоящая частью «стального пояса» России сегодня утратила стратегическое назначение, но не была разобрана, как многие другие устаревшие железнодорожные ветки. Из неё сделали экскурсионный маршрут, который приводит иностранцев в настоящий восторг.

О своих впечатлениях о своем путешествии повествует блогер . Ниже - его рассказ с небольшими сокращениями...
К туру готовятся основательно. Специальная компания продаёт билеты, арендует автобусы, катер, и собственно сам поезд у РЖД. С заполняемостью никаких проблем: ежедневно в тур собирается три с лишним сотни человек, пять таких автобусов. Байкалу, конечно, повезло, и поток туристов здесь в сотни раз больше, чем в среднем по России.


До железной дороги нужно добираться автобусом и паромом: звучит абсурдно? Ну вот так, от деревни Листвянка до порта Байкал другого транспорта нет, кроме водного. Как говорят на Чукотке - «у нас сложная транспортная схема». Этим оправдывается всё. Можно не упрощать. Но с туристической точки зрения даже забавно, покатали на автобусе, проплыли на пароходике... а местных жителей здесь не так много, потерпят.


Вот и поезд. Я ожидал чего угодно, но только не это! Обыкновенная электричка, прицепленная к тепловозу: «Кругобайкалка» построена ещё в паровозную эпоху. Говорят, обычно ходит рельсовый автобус, а изредка и самый настоящий паровоз. Но тут не угадаешь: электричка так электричка.


Платформы в современном понимании здесь тоже нет. Поэтому к дверям приставлены лестницы-стремянки. Удивительной смекалки был человек, который это придумал. Колорит, едва начавшись, уже не отступает, иностранцы в восторге от русского ноу-хау, фотографируются на лестницах.


А вот внутри поезд отличается от обычной электрички примерно так же, как грузовик отличается от малолитражки. Салон переделан под «купе» на четверых, каждому пассажиру достанется кусочек столика.


Зайдя в соседний вагон, я обнаружил, что он…полон китайцев! Следующий тоже. И через один... Добравшись до головного вагона я уже не сомневался, что машинисты тоже китайцы, поезд захвачен, и мы уже едем по направлению к монгольской границе!


Шутка, конечно. На самом деле именно туристы из Китая составляют до 70% общего турпотока на Байкале. Не удивительно, лететь им всего три часа из Пекина до Иркутска. С ними повсюду ездят русские девушки-гиды, переводчики на китайский. Даже если бы азиаты владели английским, у нас это всё равно бы не помогло. Европейцев немного, но они есть. Познакомился с французами, шведами и швейцарцами. Но европейцы это обычно самостоятельные туристы, как правило, не очень молодые парочки. И они тоже помогли взглянуть на свою страну другими глазами. Нужно видеть, как они разглядывают путеводители и карты. Поражаются размерами, искренне восхищаются тем, что для нас банально и замыленно. Красная площадь и Кремль же на самом деле красивы, только мы этого не замечаем. Иностранец сфокусирован на красивой доминанте, он не увидит грязи и разрухи, только если ему её не сунут под нос. А мы в этом живём. Вот и вся разница. Когда путешествуешь сам, просто меняешься местами.


Дорога занимает весь день: поезд стартует около десяти утра, и приходит на конечную лишь в восемь вечера. Состав идёт очень не торопясь, километров двадцать в час. И не только, чтобы туристы могли разглядеть окрестные красоты: особенности самой дороги, полотна, рельефа, не позволяют сильно разгоняться. Плюс множество остановок, потому что из окна поезда всего не увидеть.


Первая остановка на 85-километровом участке дороги. Для китайцев сама электричка это тоже часть приключения. Её фотографируют не меньше, чем природу. Экскурсия стоит 75 долларов с человека, но иностранцам невдомёк, как удалось договориться, чтобы поезд стоял и ждал их весь день.


Кроме экскурсионного, по КБЖД ходит один-единственный местный поезд, и то не каждый день. Байкальцы зовут его «мотАаня», потому что туда-сюда мотается. Сегодня «кругобайкалка» — тупиковая ветка, добраться что до Слюдянки, что до порта Байкал (конечные станции) проще на рейсовом автобусе или электричке по основной дороге. А между ними, на этой ветке, всего лишь несколько деревень. Трудно поверить, что когда-то это и было тем знаменитым Транссибом, его основным ходом, где каждый день ходило 72 пары поездов.


Лесенки, оказывается, поставили специально для детей: взрослый без труда влезет на ступеньки даже при отсутствии платформы.


В какой-то момент мне захотелось отстать от группы и потеряться. И вернуться через день, на следующем поезде. Меня и в прошлый раз поразила эта особенная байкальская аура: при абсолютной дикости и неблагоустроенности мест, сюда тянет. Даже когда возвращаешься назад. Может быть, Байкал берёт именно своей первозданностью?


В какой-то момент перспектива открылась полностью, все китайцы оказались в одном месте в одно время. Их были полчища, словно терракотовая армия ожила и приехала с экскурсией на Байкал. Уже потом я уточнил у гида, из трёхсот пассажиров поезда двести были китайцами!


Кругобайкальская железная дорога была одним из самых сложных инженерных проектов своего времени. Отчасти, из-за огромного количества тоннелей, которые приходилось выгрызать в скальных массивах. Сегодня используются далеко не все из них: дорога была двупутной, а сегодня действует только один. Лишние рельсы разобрали, тоннели стали пешеходными. Они отработали всего полвека.


На одной из станций предлагался маленький пеший маршрут, всего на полчаса. Люди прошли от остановки через несколько тоннелей, по тропинкам и путям. Поезд приехал вслед.


И здесь я решился на довольно рискованную штуку. У тепловоза есть одна особенность, и огромное преимущество перед электричкой. Спереди есть площадка, где можно безопасно стоять, и при этом быть абсолютно незаметным для машинистов, которые смотрят вперёд через небольшие окошки слева и справа. По центру же «слепая зона». Воспользовавшись тем, что локомотивная бригада смотрит назад, как китайцы садятся в вагоны (и меня совершенно не видит) я забрался на эту площадку.


Такой вид значительно интереснее! Оно того стоило!


Перед тоннелями было немного страшновато. Скорость небольшая, но всё-таки въезжаешь в кромешную тьму, вдруг там какие-нибудь летучие мыши или того похуже?


Тоннели были короткие, а были и длинные, без просвета в конце. Крепко держась за поручни, я вспоминал парки развлечений, вагончики в пещерах. Так вот, мчаться на носу тепловоза через старые тоннели гораздо круче!


110-й километр, она же «Половинка», но отнюдь не в честь половины пути, а названный по имени реки Половинная. Здесь электричка делает самую большую, двухчасовую остановку.


Станционная избушка, несмотря на свой абсурдный вид, зимой служит единственным кровом для ожидающих поезда. Ходит очень редко, опаздывать нельзя, люди приходят заранее. И ждут, греясь у печки-буржуйки.


Пассажиров экскурсионной электрички уже ждут. Аборигены вышли к чужестранцам, и предлагают рассмотреть их дары, при желании — приобрести. Сувениры Байкала представлены магнитами, бусами и расписными тарелочками. Всё, разумеется, made in China.


Китайцы покупают китайские сувениры. Круг замкнулся.


Эта остановка предполагает обед.


Меню a-la-carte не предложат, «комплексный обед» по-русски, это значит ешь, что дают. Зато эта та самая русская кухня, о которой были наслышаны и начитаны: pelmeni, borchsch, pierogi. Но что это? Мне кажется, или эти ребята привезли еду с собой, похлёбка напоминает какие-то китайские блюда!


Туристы хорошо разделились на две группы. Если китайцы ели организованно и медленно, русские и европейцы поели наспех, а всё оставшееся время провели на берегу Байкала, кто-то даже купался.


Здесь же, после станции, сохранился старый мост и стоит паровоз-памятник. Другой точно такой же есть на станции порт Байкал, и ещё несколько лет назад на нём регулярно возили туристов, теперь локомотив-труженик вышел на пенсию.


Перед отправлением я попытался снова взобраться на локомотив, но был пойман машинистом. Злиться он не стал, напротив, разрешил это сделать, совершенно не таясь. Иногда то, что кажется сложным, на самом деле очень просто.


Мне пришла в голову гениальная бизнес-идея, как ещё можно развить эту железную дорогу, как туристическую аттракцию. В Бельгии, недалеко от города Динант, есть небольшая заброшенная ж/д ветка, проходящая через красивые места и старые каменоломни. Несколько лет назад по старому полотну пустили специально сконструированные велодрезины, на которых ездят туристы: крутят педали и скользят по рельсам. Здесь расстояния другие, но уж часть пути точно можно проехать таким образом: в некоторых точках кругобайкалка имеет разъезды. Как именно там, в Бельгии, устроено, я не посмотрел сам, только слышал. Из-за аномальной июльской жары было лень туда ехать.


Про Кругобайкальскую железную дорогу я слышал очень давно, год назад уже собирался прокатиться, когда был в Иркутске, но не нашёл времени. А это того стоит! Поэтому сейчас, будучи в Красноярске, сел на поезд и доехал по Транссибу до Иркутска, чтобы составить совбственное впечатление об уникальной дороге. Название для меня тоже было загадкой, ведь дорога не идёт вокруг Байкала! Вокруг него ничего не идёт, до северной части озера летают небольшие самолёты из Иркутска, и другого сообщения просто не существует, даже на корабле такая поездка с одного конца озера до другого займёт не одни сутки, уж слишком большой он, Байкал. Разгадка названия проста: приставка круго- используется в старом понимании: объездная, не прямая, кружная. Ведь дорогу-то ещё при царе строили.


Отдых на Байкале вещь специфическая, многодневный подходит очень немногим. Это жизнь в палатках, это долгие пешие переходы. Побыть наедине с дикой природой, без каких-либо привычных вещей двадцать первого века. Несколько моих знакомых проводили так свой отпуск. Я бы, пожалуй, не смог. При всей моей нелюбви к толпам и экскурсиям, путешествие было интересным.


Не знаю, признана ли «Кругобайкалка» памятником, но она до сих пор считается действующей железной дорогой, пусть по ней ходит единственная электричка в день. Вспоминая набросы про отмены электричек в регионах, это как-то не вяжется, почему её не отменили здесь, за рельсами продолжают ухаживать, а на некоторых станциях даже живут дежурные на довольствии. Просто кому-то это экскурсионный маршрут, а для кого-то — своя дорога жизни. Наверное, не менее интересным было бы прокатиться на той самой «мотане» и пообщаться с жителями прибайкальских деревень.


Конечная станция Слюдянка. Здесь мы вышли уже на «основной» Транссиб. Кто-то выходит, дальше они поедут поездом в Улан-Удэ, Читу или в другую сторону, к Уралу. От состава отцепили два тепловоза, подняли пантограф…карета превратилась в тыкву, а уникальный для России экскурсионный поезд — в обычную пригородную электричку. Которая отвезла меня назад, в Иркутск.



Источник:
05.08.2014






Ближайшие электрички из Москвы
МосДрКабО-ЗКрНапрПрим
08:0509:3009:3709:4409:49Владимирежед
08:1109:4609:5209:5810:03П-вых/Кежед
08:42------10:1410:20Крутоеежед
Ближайшие электрички на Москву
КрО-ЗКабДрМосНапрПрим
07:5507:5808:0508:1009:49Крутоеежед
08:1208:1608:2308:2810:09Петушкиежед
---09:38------11:13Владимирежед
Не опоздайте на поезд
Обратите внимание! Актуальное расписание с учетом текущих изменений доступно в режиме он-лайн на сайтах:


обивка мягкой мебели
Разработка и техническая поддержка сайта: Дрезна.
© Copyright  2008—2017