21:23
25 апреля 2017
вторник

Китайские поезда - обычные и скоростные



Пользователь ЖЖ во время своего путешествеия по Китаю прокатился как на обычных поездах, так и на скоростных. Заодно узнал особенности китайский вокзалов и управлением пассажиропотоком на них. Далее - рассказ от первого лица.

За время последней поездки в Китай мне довелось покататься на китайских поездах. Не много - только из Сианя до горы Хуашань и назад. Зато я испробовал здешние сверх-скоростные составы, которые все считают ответом китайцев на японские «Синкансэны».

Скоростные железные дороги Китая обошли японцев по объёму пассажиро-потока в 2011 году, перевезя за тот год 370 миллионов человек. С тех пор страна обладает самой востребованной в мире системой скоростных поездов. Но с масштабах у китайцев никогда проблем не было. А вот каково быть пассажиром этой системы?..

Мой первый опыт с китайскими железными дорогами был год назад, когда мы ехали ночным поездом из Шанхая в Хуаншань. Но то были старые поезда. Они мало отличались от старых советских составов моего детства.


На этот же раз, у меня была возможность сравнить старые и новые поезда на одном и том же маршруте: немного перепутав вокзалы, мы поехали из Сианя к горе на старом, медленном поезде, а возвращались назад на скоростном. В этом плане, китайцы сильно переплюнули японцев. Если у первых «Синкансэны» ходят по отдельным путям, и останавливаются на специально отведённых для этого перронах, то в Китае для скоростных поездов существует целая отдельная сеть вокзалов.

Насколько я смог понять, вокзалы для медленных поездов находятся в центрах больших городов, а новые станции, где останавливаются экспрессы вынесены далеко на окраину, чтоб быстрее прокладывать новое железнодорожное полотно. Например в Сиане новый, северный вокзал для скоростных составов находится в 13 км от центра города, тогда как старый расположен прямо за старой городской стеной. Обе линии ж/д идут параллельно друг другу, и никогда не сливаются - между ними всегда остаётся пара километров.

В Китае железнодорожные вокзалы закрыты для публики. Без билета в них не пускают, и даже территория вокруг вокзала в центре была отгорожена, и обставлена полицейскими постами.


Прежде чем попасть на саму станцию надо купить билет в кассе, которая находится где-то сбоку. Помню, в Шанхае нам пришлось тащиться через огромную вокзальную площадь чтоб найти эту кассу. К счастью в Сиане касса была рядом. Но к несчастью, желающих приобрести билеты было очень много.


В кассе было несколько открытых окошек, и к каждому из них стояла очередь из дюжины человек. Переодически кассиры уходили на обеденный перерыв, и тогда вся очередь невезучих пассажиров вынуждена была распределяться к другим окошкам. Иногда кассиры возвращались, и задние ряды ожидающих стремились улучшить свою позицию. Мы с Юлей заняли разные очереди, чтоб увеличить шанс успеха.

Через толпу расхаживали интересные персонажи, которые подходили к пассажирам самой деревенской внешности, и начинали им что-то втирать, предлагая пойти куда-то с ними. При этом они никак не старались соблюдать личное пространство собеседника, тянули его за собой за руку, панибратски клали руку на плечо, стараясь таким образом увести его из очереди. Жертвы неизменно отнекивались, но на конфликт не шли. Передо мной стоял очень пролетарски выглядящий мужик, к которому разные типы вот так подкатывали каждые пять минут.


В итоге через 30 минут весёлого ожидания, Юля достояла до окошка и стала покупать билеты. Кассир не говорил по английски, и с трудом понимал куда нам надо. Стоящие за ней китайцы с неподдельным интересом наблюдали за её попытками объясниться, и громко обсуждали происходящее между собой.


К счастью Юле был виден монитор кассира, и она начала показывать пальцем вверх и вних, пока тот не выбрал нужный нам рейс. Чтоб купить нужные билеты нам пришлось предъявить паспорта. Кассир принялся перепечатывать наши непривычные имена в систему. Взяв Юлин паспорт он вбил было «Yulia United», но потом понял, что вместо фамилии начал впечатывать название страны.

Заполучив драгоценные билетики, мы смогли попасть внутрь вокзала. На входе проверяют билет и паспорт, сверяя на них имя, потом надо проходить через металлоискатель, как в аэропорту.


Ну, не совсем как в аэропорту. Из карманов ничего доставать не надо, поэтому агрегат неизбежно пищит на каждого пассажира. Что никого не волнует - люди просто проходят. Сумки тем временем проезжают через рентгеновскую установку, за которой тоже никто не следит. Короче безопасность тут скорее карго-культ, движения выполняются потому что так надо.

Здание вокзала очень просторное, все залы ожидания в основном находятся на втором этаже, тут же есть и различные магазинчики.


Прикол в том, что пассажиров просто так на перроны не пускают. Есть залы ожидания, так будьте любезны именно в этих залах ожидать. Иногда таблички указывают в каком именно месте стоит ожидать пассажиром того или иного поезда. На перрон же пассажиров начинают пускать лишь за минут десять до времени отбытия. Когда наступает время, по громкоговорителю объявляется посадка. Загорается табло с номером поезда, и люди выстраивюется в ещё одну очередь на проверку билетов. Потом люди длинной толпой идут по переходу над путями до нужного перрона.


Из-за того что на самом перроне ждать поезда нельзя, здесь отсутствуют некоторые привычные вещи. Например нет лавочек, урн, или автоматов с напитками. Я уже молчу про маленькие магазинчики, которые можно найти на платформах «Синкансэна», и где можно купить всё от упакованой еды то пива.

В Китае, спуститься на неправильный перрон из перехода вам не надут. Все остальные проходы перекрыты, и платформы пустуют. Выйдя, толпа пассажиров спокойно топает вдоль поезда, распределяясь по вагонам.


Вот так выглядит локомотив.


Пока наш поезд стоит в Сиане, из каждого вагона сливается какая-то подозрительная вода (как выяснилось - это из рукомоек, а не то что мы все подумали).


Юля прочла, что скорые поезда ходят из Сианя до горы Хуашань минут сорок. Так как мы по ошибке пришли на местный вокзал, и купили билет на медленный поезд (который скорее похож на электричку), то наша дорога занимает почти два часа. Зато билет стоит всего семь долларов. Становится ясен ажиотаж во время покупки билетов - в вагоне нет почти ни одного свободного места.


В вагоне сиденья по пять в ряд, каждые два ряда смотрят друг на друга, между ними столики. Один столик на шесть человек, другой - на четверых. Маленькие дети едут на коленях своих родителей, детям постарше покупают своё место.

Вот наши соседи по столику. Пыталиьс с ними поболтать, но языковой барьер оказался слишком велик. Пришлось ограничиться взаимными улыбками, и показыванием пальцами на интересующие предметы.


Тот что справа весь в шрамах, а на руке не хватает одного пальца. Вообще контингент в поезде очень провинциальный, в самом Сиане люди выглядели поблагополучней. За столиком через проход от нас восьмилетний мальчик писает в бутылочку которую держит его мамаша. Ведь вести ребёнка в туалет в конце вагона - это никому ненужные хлопоты.

Мы, будучи единственными белыми людьми в вагоне притягиваем к себе много внимания. Юля что-то начала писать в тетрадке, когда сверху полсышалось сопение. Тут мы заметили что за нами наблюдает китайский мужик с сиденья сзади.


Он явно залез коленями на сиденье, чтоб подглядеть, что же такое Юля напишет в тетрадке. То что мы заметили его наблюдение никак егу не смутило, как не смутило и то, что мы начали его фотографировать...

А вот так выглядит комнатка проводника в конце вагона. Тут он держит свой термос с чаем.


Китайцы никуда без чая не ходят. Например у нашего соседа чай был налит в пластмассовую бутылку. В вагоне электрички есть краник с кипятком, если надо дозаварить чая, или сделать лапшу быстрого приготовления.

А вот и сам проводник. То есть мне кажется что это проводник. Чувак в форме железнодорожника пришёл в ваго торговать разным хламом.

На этой фотографии он демонстрирует электробритву, показывая как она бреет алюминиевый поднос (такие стоят на каждом столике, чтоб в них мусор выкидывать). Не совсем понимая цель демонстрации, я жестами показал на лицо, мол это действительно бритва? Проводник предложил мне опробовать её на собственной щетине, от чего мне пришлось отказаться.


«ЛА, ЛА, ЛА!!!» громко кричал проводник, пытаясь впарить пассажирам эту хреновину. Ещё у него были ремни, игрушки, и много всего прочего, но народ по моему был не в настроении что-либо покупать.

«Ла, ла ла?» спросил я у своих соседей, но что те жестами показали мне что не стоит передразнивать проводника.

На станции около Хуашаня стояло много грузовых поездов.


Нагулявшись по горам, мы решили ехать назад в Сиань на скоростном поезде. До нового скоростного вокзала пришлось минут пятнадцать ехать на такси, он тоже на отшибе. Перед ним огромная пустая площадь.


Заметьте, на площади нет ни одной лавочки, ни одной клумбочки. Тут вообще ничего нет. Китайцы очень такие площади любят - у них и главная площадь страны такая. Очень интересный жанр - гигантский минимализм. Мне кажется, что новые вокзалы не делают вдалеке от центра городов ещё и потому, что там нет места для подобающей привокзальной площади.

В этом провинциальном вокзале зал ожиданий всего один. На огромном табло показывают расписание поездов, и пишут когда пассажирам можно пройти на посадку.


Когда посадку уже объявили, а билеты проверили, народ движется к перрону, но тут возникает какая-то задержка, и всем приходится ждать ещё в одной очереди в подземном переходе под станцией. Управление огромными потоками людей - вот в чём китайская национальная идея. Как туристу привыкшему просто прийти на платформу и сесть в поезд, все эти многочисленные проверки и очереди мне очень неприятны. Создаётся противное чувство беспомощной несвободы. Не могу объяснить в чём разница между этим, и тем через что я охотно прохожу в аэропортах по паре раз в месяц...


Станция кстати новая, всё блестит, и выглядит стерильно.

Наконец выпускают на перрон. Люди выстраиваются около отметок своих вагонов. Поезд следует прямиком из Пекина, когда он придёт, остановка будет короткой, поэтому важно чтоб люди были на своих местах.


Правда забегая вперёд, скажу что двери вагонов приехали совсем не туда где стояли толпы, и в итоге все побежали, и всё равно получилась неразбериха.


Кроме тех мест, где толпятся в ожидании пассажиры, на платформах нету вообще никого и ничего. А вот и поезд едет!


Они по форме чем-то напоминают «Синкансэны», но намного менее красивые. Неясно из за чего, ни на какой явный изъян я указать не могу, но всё же китайские поезда по эстетике явно уступают японским. Хотя, если уж говорить об эстетике, то уступают не только поезда...

Вагоны скоростных поездов намного менее колоритные. Внутри они похожи скорее на салоны самолётов. Здесь те же пять кресел в ряд, но все смотрят вперёд, и у каждого пассажира есть свой столик.


В вагонах есть туалет и умывальники. В медленных поездах тоже есть такие, но тут они почище.


Билеты сюда недешёвые, дорога которая туда нам стоила семь долларов, обратно стоит больше двадцати. Но за троекратную плату мы приезжаем в три раза быстрее. В вагоне много «европейцев», что в данном контексте включает в себя австралийцев. С ними мы беседуем про нового «Безумного Макса».

Дорога назад намного менее интересная - в вагон не приходят никакие продавцы барахла, лишь девушка один раз проносит чипсы на подносике, но анонсирует она их таким тоном что понятно - она не ожидает что кто-нибудь из состоятельных пассажиров их станет покупать. Это скорее опять карго-культ.

За окном мелькает абсолютно однообразная китайская глубинка... Бескрайние поля и высоковольтные линии электропередач.


И наверное в разнице между пейзажами за окном и есть самая главная разница между Китаем и Японией...


Источник:
01.07.2015






Ближайшие электрички из Москвы
МосДрКабО-ЗКрНапрПрим
22:0223:3523:4123:4823:52Петушкиежед
23:3401:0101:0701:1401:20Крутоеежед
00:4002:1802:2402:3102:37Крутоеежед
Ближайшие электрички на Москву
КрО-ЗКабДрМосНапрПрим
---21:27------23:23Петушкиежед
21:5521:5822:0622:1123:49Крутоеежед
22:0822:1222:1922:2400:06Петушкиежед
Не опоздайте на поезд
Обратите внимание! Актуальное расписание с учетом текущих изменений доступно в режиме он-лайн на сайтах:


обивка мягкой мебели
Разработка и техническая поддержка сайта: Дрезна.
© Copyright  2008—2017