10:31
21 февраля 2017
вторник

Откровения кассира-контролёра ЦППК



Железнодорожники тратят уйму денег и сил, чтобы избавиться от безбилетников. На платформах ставят турникеты. По краям перрона охранники мешают людям прыгать на пути и уходить без оплаты. Ограждения станций обтягивают колючей проволокой, чтобы не дать зайцам удрать через забор. Но колючую проволоку режут кусачками, от охраны убегают, в заборах пробивают лазы, делают подкопы.

Вот и я, сидя на Курском вокзале в зеленом вагоне, который повезет меня до Владимира, разглядываю безбилетников. Хорошо одетые мужчины и женщины сигают на рельсы. Служба безопасности в ярких салатовых жилетах даже не пытается ловить прыгунов.

Я хоть и заделался контролером, но тоже не особо суечусь. Мое дело - халявщики в электричке.

Ваш билетик!



Мой наставник - кассир-контролер Горьковского направления Ирина Скрябина. Проверка билетов - дело довольно муторное и однообразное. Каждый проездной надо приложить к ручному считывателю (похож на терминал для банковских карт). На экранчике высвечивается информация. Если что-то не так, компьютер выделит это черным цветом. Если не выделит, можно вернуть проездной и идти дальше.

Безбилетников в нашем вагоне нет. Все удрали еще при нашем появлении.

Пассажиры нас провоцируют



- Недавно в Сети было видео, где контролеры заламывают руки безбилетнику и отнимают у него планшет. Довелось посмотреть?

- Довелось, - отвечает Ирина. - История на нашем направлении была. Я даже лично знаю парня, который попал под горячую руку. Он почти каждый день ездит на электричке, играет на дудке. Либо вообще не покупает билет, либо берет самый дешевый - за 20 рублей, чтобы пройти через турникет. Контролерам он всегда начинает хамить. Ни разу не было, чтобы извинился и спокойно купил билет или вышел на следующей остановке.

- Но зачем планшет было отнимать?

- Тут наши сглупили. Снимает человек и снимает - никому это не мешает. Но люди разные, бывает, кто-то на камеру нормально реагирует, а кто-то начинает нервничать. Я думаю, все это могло быть провокацией. Ролик в вагоне сняла женщина, которая уже не в первый раз становится свидетелем разных скандалов. Она потом сливает видео за деньги. Где гарантия, что контролеров не спровоцировали специально, чтобы заработать на горячем видео?

И никаких прав



Как ни странно, контролер в электричке не имеет почти никаких прав! К примеру, я не могу ссадить безбилетника, даже если найду его. Применять силу мне запрещено. И как прикажете убеждать хамоватого пассажира, который просто посылает всех вокруг и не реагирует на слова?

- Я обычно начинаю подначивать людей, сидящих рядом, - рассказала Ирина. - Вот, все заплатили, а этот едет за чужой счет. Напоминаю, что безбилетник сидит, а другие честные пассажиры стоят. Иногда помогает.

Вы не поверите, но контролер в электричке даже штраф выписать не может! Вместо этого составляется протокол. А дальше юристы Центральной пригородной пассажирской компании через суд будут взыскивать деньги с зайца.

- И сколько за день удается составить протоколов?

- Три-четыре, бывает, и ни одного. Надо же указать паспортные данные, а требовать у пассажира документы не имею права - я не полиция. Если человек добровольно покажет паспорт, составлю протокол. Не покажет - не составлю.
В советские времена безбилетников контролеры могли высадить из электрички. Сейчас главное в работе кассира-контролера - не ловить зайцев, а продавать им билеты. Чем больше продал, тем выше месячная премия. Но надо наторговать на 120 тысяч рублей, чтобы прибавка к окладу стала весомой.

Выхожу на охоту



На станции Фрязево в поезд заваливается толпа. Кто-то при виде контролеров сразу сиганул в соседний вагон.

- Ваш билет, пожалуйста, - обращаюсь к тетке.

Ирина разрешила мне раскрутить пассажира на штраф или билет. Женщина, стыдливо закрывая лицо, стоит в тамбуре. Точно заяц.

- Вам не стыдно? Мы ваше лицо по всей стране покажем, - приходится угрожать.

Опасность прославиться хоть и подействовала, но не так, как хотелось. Тетя просто убежала в другую часть поезда. Ну и ладно, другие безбилетники есть.

- А у меня денег нет, - с ходу заявила пассажирка, сверкая золотыми зубами во рту.

- Вы же понимаете, что за вас приходится платить другим пассажирам?

- Что я сделаю? Зарплата у меня маленькая, нет возможности платить за электричку. Я и дальше буду ездить без билета.

На следующей станции пассажирка с золотыми зубами сама вышла.

Как таким людям объяснить, почему ездить без билета плохо? Все убытки пригородных железнодорожных компаний компенсируются из бюджета региона. Деньги, понятное дело, берутся из налогов, которые платим мы с вами. Бесплатно ничего не бывает - за каждого зайца рассчитываются остальные пассажиры.

Ездить на электричке и не платить, потому что зарплата маленькая, то же самое, что воровать из магазина колбасу, так как денег на покупку не хватает.

Сила не всегда поможет



- С убежденным безбилетником трудно бороться, полномочий не хватает. Что же делать?

- Раньше - лет 15 - 20 назад - мы все назывались ревизорами, - рассказала Ирина. - Были полномочия проверять документы у безбилетников. Контролеры обладали реальной властью. Сейчас кассир-контролер - просто наемный служащий акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК).

- Говорят, в контролеры хотят набирать крепких спортивных ребят. Так можно сэкономить на охране, да и безбилетникам страшнее будет.

- Не думаю, что это панацея. Я сейчас могу просто уговорить безбилетника, даже если он большой и сильный. Крепкий мужчина на моем месте мог бы только спровоцировать конфликт. Не везде нужна явная сила.

А что с торговлей?



Официально торговать в электричках запрещено - штраф от 500 до 2000 рублей. Но лоточники ходят по вагонам, не встречая сопротивления. - А мы не должны что-то сделать? - спрашиваю своего наставника, когда мимо нас прошла тетка с баулом носков.

- С нелегальной торговлей у нас борется полиция, - говорит Ирина. - Но в электричках сейчас дежурных нарядов нет. Они садятся на некоторых станциях, проходят через весь состав и через 20 минут выходят. А контролер может только сделать замечание.

Поезд из Москвы до Владимира идет около трех часов. Силовики проводят один рейд на 20 минут в середине маршрута. Первые полтора часа лоточники могут не бояться, что их кто-то схватит.

Сколько мы теряем из-за безбилетников?



За первые 3 месяца 2016 года электрички только Горьковского направления перевезли более 19 млн. человек, оплативших проезд. Безбилетников никто не считал, но примерно их 20% - то есть еще 3,8 млн. человек. Общую стоимость проданных билетов в ЦППК не называют, это коммерческая тайна. Предположим, что средняя стоимость разового проезда - 100 рублей. Тогда перевозчик недосчитался за квартал 380 млн. рублей! Как годовой бюджет небольшого города - и все эти деньги компенсировали жители Москвы и области.

Почему в электричках их так много?



- В пригородных поездах у нас ездит не самая обеспеченная публика, - рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. - Стоит поднять тариф, как безбилетников становится только больше.

- Но есть же разные технические средства...

- Почти все, что было придумано в мире для контроля за пассажирами в электричках, уже используется в Москве и области. Поставить турникеты в самих вагонах нельзя. Время на посадку и высадку увеличится, поползет расписание. А у нас пути и так перегружены.


Автор: Олег Адамович
Источник:
18.04.2016






Ближайшие электрички из Москвы
МосДрКабО-ЗКрНапрПрим
10:4712:0912:1412:2112:26Петушкиежед
11:5713:3613:4313:5013:55Петушкивых
12:3014:0914:1614:2314:29Крутоевых
Ближайшие электрички на Москву
КрО-ЗКабДрМосНапрПрим
10:5310:56------12:18Крутоевых
11:0511:0911:1611:2213:06Петушкивых
11:2111:2511:3111:3613:18Крутоевых
Не опоздайте на поезд
Обратите внимание! Актуальное расписание с учетом текущих изменений доступно в режиме он-лайн на сайтах:


обивка мягкой мебели
Разработка и техническая поддержка сайта: Дрезна.
© Copyright  2008—2017