ОАО «РЖД» провело в Кисловодске сетевую школу передового опыта «Совершенствование технологии организации перевозок, оплаты, контроля и учёта проезда в пригородном сообщении». Там участникам было сообщено, что компании удалось сдвинуть с мёртвой точки проблему штрафов.
Как рассказала заместитель начальника отдела сопровождения корпоративных проектов правового департамента ОАО «РЖД» Анастасия Дамарацкая, в Минтрансе рассматривается вопрос о наделении железнодорожников правом штрафовать безбилетников. Согласно проекту «зайцам» придётся оплатить пятикратную стоимость проезда. Документ уже получил одобрение причастных департаментов министерства и в ближайшее время будет рассмотрен руководством ведомства.
«Останется проблема идентификации нарушителя, так как в случае отказа уплатить штраф мы должны будем подать на него в суд. Но права потребовать предъявить удостоверяющие личность документы железнодорожники не имеют. В этом вопросе будет необходимо тесное сотрудничество с представителями МВД», – считает Анастасия Дамарацкая.
Однако пока пригородные компании вынуждены бороться с безбилетниками своими методами.
В этом году должно быть обеспечено сопровождение разъездными билетными кассирами и работниками частных охранных предприятий всех наиболее населённых пригородных поездов, а рост платной выручки от перевозки пассажиров в пригородном сообщении должен составить 20% к уровню прошлого года без учёта роста тарифа, – отметил заместитель начальника департамента пассажирских сообщение ОАО «РЖД» Александр Ротанов. – Кроме того, за счёт сокращения числа безбилетных пассажиров необходимо повысить учётную населённость пригородных поездов на 10% к уровню прошлого года.
По подсчётам специалистов, сегодня пригородные компании перевозят ежедневно около 700 тысяч безбилетников и несут финансовые потери около 12,5 млн рублей в день.
Для сокращения безбилетного проезда, по мнению участников школы, необходим жёсткий контроль, а также доступность в приобретении билетов и хороший сервис.
«На восьми остановочных пунктах мы ежедневно проводим контроль проездных документов перед посадкой, – рассказал заместитель генерального директора ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания» Юрий Пономарёв. – Рост продажи проездных документов при перронном контроле увеличился на 20%. Кроме того, проводим в часы пик акции с привлечением сотрудников аппарата управления компании, сотрудников ЧОПа и ЛОВД. Рост денежной выручки в кассе «на выход» Ленинградского вокзала в период акции составляет в среднем 12%».
Основную нагрузку по повышению выручки должны взять на себя разъездные билетные кассиры, тем более что дополнительные сборы за продажу билетов в поездах Федеральная антимонопольная служба России на днях признала законными. Оптимальной технологией работы разъездных билетных кассиров считается схема 2+4 – два кассира и четыре сотрудника ЧОПа на два вагона с проверкой билетов на входе в электропоезд. К примеру, в Москве на ярославском направлении при сплошных проверках по такой схеме собираемая выручка возросла на 150–270%.
Причём добросовестные пассажиры с пониманием относятся к строгости и даже сами предлагают дополнительные меры контроля. Как рассказал начальник сектора обеспечения технологического контроля департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Михаил Зайцев, от постоянного пассажира электрички Владимира Борисова, возмущённого количеством безбилетников и создаваемой ими суетой, пришло несколько предложений – от драконовских штрафов до увеличения количества контролёров.
То, что использование кассиров-контролёров – эффективный экономический инструмент, было показано на примере Северо-Западной пригородной пассажирской компании. За пять месяцев этого года выручка, собранная ими, составила около 130 млн руб. Затраты на содержание контролёров и сотрудников ЧОПа – около 47 млн руб.
Важным является и фактор удобства при приобретении билетов пассажирами. Далеко не все безбилетники являются злостными нарушителями. По признанию специалистов, зачастую «заяц» просто не успевает приобрести билет в кассе из-за очередей.
По мнению начальника Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максима Шнейдера, одной из возможностей снижения очередей в кассы за счёт ускорения обслуживания может стать установление тарифов без копеек. Кроме того, необходимо активное внедрение билетопечатающих устройств для самообслуживания при покупке билетов.
Ещё одним положительным фактором может стать активное внедрение абонементных проездных документов. Здесь показателен московский опыт.
«Была установлена единая стоимость абонементного билета «ежедневно» на месяц в размере 3500 руб. вне зависимости от дальности поездки, если она превышает 53 км, – рассказал заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Руслан Лисневский. – В итоге в мае было продано 5348 абонементов, что составляет 273% к уровню прошлого года, более чем в два раза выросла и выручка».
При этом стоимость проездного билета снизилась. К примеру, до внедрения единой стоимости проездной билет на участке Москва–Александров стоил более 7 тысяч руб. Единая же стоимость абонементов выгодна не только пассажиру, ведь перевозчик не остаётся в накладе, так как уменьшается количество «зайцев».