Как мы и писали ранее, сразу вскоре после публикации на сайте материала «ОАО «ЦППК» проверяет билеты незаконно», были направлены запросы в ОАО «РЖД», ОАО «ЦППК», а также в Транспортную прокуратуру с просьбой объяснить, почему несмотря на резолюцию Московской межрегиональной транспортной прокуратуры сотрудники ОАО «ЦППК» все еще продолжают проверять билеты у пассажиров...
Сначала был получен ответ от ОАО «ЦППК», а на днях был получен ответ на то же самое обращение из Прокуратуры. Что неудивительно, смысл обоих ответов был практически идентичны, а Прокуратура, фактически пошла на попятный, и выдала документ, противоречащий ранее написанному.
Ознакомиться с текстом ответа, а также посмотреть скан-копии документа можно чуть ниже...
Прокуратура Российской Федерации
Московская межрегиональная транспортная прокуратура
107140, г. Москва, ул. 2-я Леснорядская, д. 13/15 13.05.2011 г., № 7/1-340-11/484
Московской межрегиональной транспортной прокуратурой рассмотрено Ваше обращение о нарушении ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее – ОАО «ЦППК») законодательства о порядке осуществления контроля в поездах пригородного сообщения.
Установлено, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2003 г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерацией» правила перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 г. №111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (далее – Правила оказания услуг), и Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 г. №30 «Об утверждении правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» (далее – Правила перевозки).
Пунктом 198 Правил перевозки определено, что для обеспечения правильного использования средств организации железнодорожного транспорта и соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы перевозок на железнодорожном транспорте, организуется соответствующий контроль, в том числе за наличием и действительностью у пассажиров проездных документов (билетов). Производя проверку, контролирующие лица, выявившие недостатки, принимают меры к их устранению.
Согласно пункту 29 Правил оказания услуг и пункту 199 Правил перевозки проверка наличия у пассажиров билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пути следования поезда, перед посадкой и после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах. При отсутствии у пассажиров билетов к ним применяются правила, предусмотренные пунктом 201 Приказа МПС РФ №30. При проведении контроля в местах массового скопления граждан должны соблюдаться требования их безопасности.
В соответствии с пунктом 200 правил перевозки контроль, организуемый в соответствии с пунктом 198, осуществляется контролирующими лицами (контролерами-ревизорами поездов, ревизорами-инструкторами по контролю пассажирских поездов и вокзалов, работниками групп технологического контроля и технологическими ревизорами, начальниками (механиками-бригадирами) пассажирских поездов и другими контролирующими лицами, на которые нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен такой контроль).
Таким образом, проверка наличия у пассажиров билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пути следования поезда, перед посадкой и после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах контролирующими лицами, перечень которых приведен выше.
В связи с тем, что Правила перевозок противоречат Правилам оказания услуг, Минтрансом разрабатываются новые Правила перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, в которых будет учтена новая система правоотношений в указанной сфере.
Согласно части 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
По смыслу указанной нормы пассажир и перевозчик обязаны строить взаимоотношения на возмездной основе (пассажир – оплатить проезд, перевозчик – перевезти пассажира).
Договор перевозки пассажира считается заключенным с момента приобретения им проездного документа, и с этого момента у перевозчика возникают соответствующие права и обязанности.
Контроль перевозчика за наличием у граждан, находящихся в поезде, проездного документа, осуществляется в целях проверки факта заключения гражданином договора перевозки и выполнения им условия договора об оплате перевозки.
С учетом изложенного, оснований для принятия мер прокурорского реагирования в настоящий момент не имеется.
В случае несогласия с принятым решением Вы вправе обжаловать его в суд либо вышестоящему прокурору.
Начальник отдела по надзору
за исполнением законов на транспорте
советник юстиции Д.В. Евдокимов
Ответ, как всегда несколько размыт, и казалось бы нейтрален. Однако, если резюмировать его, получается вот что: Правила перевозок противоречат Правилам оказания услуг (т.е. как бы правы и одна сторона, и другая), однако четкого регламента на разрешения спора на данный момент не имеется... А сотрудники перевозчика проверяют лишь факт заключения договора и исполнения его условий пассажиром перед перевозчиком.
Почему-то в Прокуратуре при этом забывают вспомнить о том, что по российским законам в случае неисполнения обязательств по договору (между организациями, физическими лицами) заинтересованной стороной подается иск в суд, который и решает исполнен договор или нет. Представьте ситуацию: фирма «А» наняла фирму «Б», скажем, сделать ремонт в офисе. Фирма «Б» не смогла его вовремя сделать, на что фирма «А» резонно заявляет - у нас в должностных инструкциях менеджеров по продажам (охранников на проходной, бухгалтеров, завхозов) прописано, что они могут штрафовать неисполнивших договор... Будьте любезны пару тысяч наличными...
Прокуратура также забывает, что на практике в обратную сторону подобный договор между пассажиром и перевозчиком не действует. Простой пример - разовый билет на электричку сдать обратно в кассу нельзя. А теперь ситуация: пассажир, спешащий в аэропорт покупает билет на поезд, заключая таким образом договор с перевозчиком. Поезд опаздывает (отменяется) и пассажир опаздывает на свой рейс (пересадку на другой поезд и т.д.), и решает ехать на такси. При этом перевозчик не выполнил свои обязанности по перевозке пассажира, за что последний справедливо хочет вернуть потраченные деньги... Нет, не получится... Опять Правила запрещают это.