Корреспондент газеты «Мир Новостей» побывал в шкуре контролера и узнал, как, не имея ни образования, ни навыков, ни должностных полномочий, зарабатывать в Москве до 60 тысяч рублей в месяц.
Сразу за Казанским вокзалом на улице Новорязанской расположен главный офис Центральной пригородной пассажирской компании, где можно получить работу кассира-контролера.
Кадровичка выдает список необходимых документов и рассказывает что к чему. Оклад - всего 9 тысяч рублей, а остальное надо зарабатывать самому, обилечивая пассажиров в электричке. Оказывается, 30% со сборов контролера добавляется к его зарплате. Большинство кандидатов отсеивается за 3 месяца испытательного срока.
Получив направление на пробный день работы, я отправился на Киевский вокзал, где располагается еще один офис компании.
Начальник участка оказался доброжелательным мужчиной средних лет. Пожурив меня за отсутствие трудовой книжки, он принялся расписывать блистательные перспективы работы на ЦППК.
- Наши сотрудники оформляются на работу по КЗОТу. Ежемесячно идут отчисления в Пенсионный фонд, - декламировал он. - Льготные путевки, свои врачи - то есть приличная социальная защищенность.
Инструктируя меня, начальник сделал акцент на честности и преданности компании. Ни в коем случае нельзя, чтобы сумма, собранная кассиром, отличалась от показаний переносной кассы. Будет меньше - заставят компенсировать разницу, больше - придется объяснять, откуда они взялись. Поэтому личные деньги лучше регистрировать заранее в графике-рапорте. Еще есть норма выработки: кассир-контролер должен принести компании минимум 100 тысяч рублей в месяц, а в сезон - до 120 тысяч. Если работать строго по норме, то летом набегает по 45 тысяч в месяц. В реальности - до 60 тысяч, если выходить на подработки и обилечивать без выходных.
- А если человек хочет купить билет, но денег у него явно недостаточно? - задаю я давно волновавший вопрос. - Можно ли ему продать билет от другой станции, поближе к Москве и подешевле?
- Можно, - отвечает начальник, - но минимальная стоимость билета - 66,5 рубля. То есть 16,5 рубля - проезд одной зоны плюс 50 - услуга по продаже билета, заменившая пресловутый штраф. Дешевле продавать нельзя. Часто этим пользуются проверяющие - предлагают контролеру полтинник. Если он поддастся, ему грозит увольнение и даже уголовная ответственность.
Пришло время использовать направление на пробный день. У потенциальных коллег мое появление вызвало приступ острого недоверия и подозрительности.
- Пятница, народу битком, а они стажера привели. Когда его учить-то, времени нет! - сетовала самая старшая кассирша.
В бригаде работали трое. Вся троица была как на подбор - в синих рубашках и черных брюках. Но это, как выяснилось, вовсе не форма, а одежда, для солидности купленная в армейском магазине на собственные деньги. Из реальных опознавательных знаков - только жетон и шеврон на рукаве.
Людей в поезде Москва - Нара было полно, граждане поутру ехали на дачи. Работка выдалась однообразная. Самый молодой из троицы обычно проходил в дальний конец вагона и двигался навстречу женщинам, которые проверяли каждая свой ряд сидений.
- Ваш билет?
- Нет билета.
Безбилетники в основном честно платили. А зайцев, перебегающих в уже проверенные вагоны, выходило всего процентов 10 от общего числа пассажиров. Мне объяснили, что дачники - это относительно дисциплинированная публика.
Правда, попался один безбилетник поневоле.
- Я же до Вострякова ехал, а все не объявляют и не объявляют, - сетовал мужичок с рюкзачком. - Так переименовали же станцию в Сколково, - объяснила ему контролер и отпустила с миром.
Мы вышли на станции Нара ждать обратного поезда.
- Правда, что можно заработать 50 тысяч?
- Я в прошлом месяце заработала 16, - рассмеялась в ответ коллега.
Подошедшая из Малоярославца электричка показалась практически пустой по сравнению с московской. Пользуясь затишьем, мне дали кое-какие инструкции.
- Вот это - график-рапорт, - ветеранша продемонстрировала мне небольшую серую книжечку. - Здесь мы вклеиваем маршрутный лист, записываем отчет по проданным билетам. Еще - это важно - на летучке спрашивают памятки по терроризму, охране труда и по взиманию 50 рублей за услугу.
Каждый контролер должен наизусть помнить все категории льготников и набор документов, подтверждающих льготу. Это нужно знать, поскольку в разные годы было выпущено множество всевозможных подделок, в том числе и под удостоверения РЖД.
Самая проблемная категория пассажиров - это представители МВД, ФСБ и РЖД. В принципе они обязаны получать в кассе специальный льготный билет, но делают это крайне редко. Сотрудники РЖД, например, отчисляют 13% с зарплаты за проезд, но это если хоть один факт проезда в месяц официально зарегистрирован. Поэтому они и стараются не прокатывать свою электронную карточку в кассе.
Полицейские с льготными билетами просто возиться не хотят, зато, мстя за требование показать билет, могут запросто спровоцировать дополнительную проверку линии. Но если кассир «не заметит» такого пассажира, то проблемы могут начаться уже у него самого.
Оказалось, что особенно внимательно нужно проверять билеты у студентов. Они повадились собирать билеты за прошлый год, чтобы показывать их нам в нынешнем. Даты совпадают, так что можно не заметить.
Вообще прав у контролеров немного. Задерживать никого нельзя, проявлять насилие тоже. Можно только требовать покинуть вагон. Безбилетники это знают и пользуются. Единственное действенное оружие - психологическое давление. Надо вытянуть из безбилетника хоть сколько-нибудь. Хоть 66,5 рубля.
- Ну что, нравится тебе контролером работать? - поинтересовался коллега.
- Нет, - честно ответил я. - А вам?
- Тоже нет.
С другой стороны, ну где еще в области можно заработать 30 тысяч без особых навыков?
К кандидатам нет никаких конкретных требований: ни к образованию, ни к опыту работы. Приходят кто откуда.
День клонился к середине, и перебежчики из вагона в вагон активизировались. Стоило нам приблизиться, как четверо пассажиров из десяти норовили сорваться в соседний вагон. Пройдя весь состав, наша бригада умудрилась продать только два билета.
Все это было похоже на какой-то спектакль. Безбилетники скапливались в тамбуре, ожидая остановки, чтобы перебежать в другой вагон. Они курили, копались в телефоне и делали вид, что заняты своим делом. Кассиры тоже молча стояли в проходе, зная, что все эти люди побегут по платформе и предотвратить это невозможно. Если сказать хоть слово, последует взрыв негодования. Мне даже немного страшно было от понимания, что я не справлюсь один с толпой злобных зайцев.
Сколько же их всего, контролеров? Замначальника Департамента пассажирских сообщений РЖД Максим Артемов в одном из недавних интервью привел такую цифру: «Чтобы сейчас ловить безбилетников на этих высоких тарифах, мы вынуждены держать около восьми тысяч разъездных билетных кассиров вместе с чоповцами. Это не армия, конечно, но дивизия - точно».
Легко посчитать, что вся эта махина ежемесячно съедает сотни миллионов рублей. При этом против закоренелых зайцев контролеры бессильны. Ни задерживать, ни выписывать штрафы они права не имеют. Да и штрафы, зафиксированные в законодательстве, копеечные - меньше, чем стоит проезд в не очень дальнее Подмосковье.