В соответствии с решениями Правительства РФ с 1 января 2011 года коренным образом изменилась схема организации пригородного пассажирского железнодорожного сообщения. У каждого из организаторов пригородного движения появилась свои четко регламентированные полномочия и сферы ответственности.
Так, Московская железная дорога отвечает за содержание и работоспособность железнодорожной инфраструктуры на территориях, по которым она проходит. Органы власти субъектов федерации ответственны за формирование заказа на пригородные перевозки, в котором определяются важные для населения регионов параметры (количество заказываемых электропоездов, их составность, маршруты по которым они будут курсировать, тариф на перевозку и суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа).
Компания–перевозчик – ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», в свою очередь, обеспечивает исполнение сделанного субъектами федерации заказа. За 10 месяцев 2011 года по Тульской, Орловской, Курской, Рязанской, Калужской, Смоленской, Брянской и Владимирской области, компанией было отправлено 17,6 миллионов пассажиров. В тоже время, прогнозируемые убытки ОАО «Центральная ППК» за указанный период, с учетом субсидирования услуг инфраструктуры и с учетом поступлений от перечисленных субъектов, составляют 1,08 млрд. рублей.
В настоящий момент еще полностью не завершено формирование регионального заказа, но уже сейчас можно говорить о тенденции – он, по решению администраций регионов, будет существенно уменьшен и по объему транспортной работы и по количеству маршрутов электропоездов.
Так, к примеру, в Калужской области количество маршрутов электропоездов сократится на 45 из 148 предложенных ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», что составляет треть маршрутной сети в регионе. В Смоленской – на 19 из 78 предложенных маршрутов, в Тульской – на 21 из 98 маршрутов.
Кроме того, в заявках регионов уменьшается составность электропоездов. Так, например, в Калужской, Тульской, Смоленской областях она меньше на треть, в Курской области – почти наполовину. Это значит, что вместо 10 или 12-вагонной электрички регион заказывает 6-ти или 4-х вагонную. Это относится, к примеру, к электропоездам, следующим по маршрутам Москва – Калуга, Москва – Малоярославец. Если, этот заказ останется в таком виде, то на основных направлениях будут следовать «короткие» электрички. Это при том, что пассажиропоток на дальних маршрутах, при пересечении границ Московской области и города Москвы значительно выше, чем в сопредельных регионах и предполагает использование именно полносотавных электропоездов.
В качестве альтернативы компания-перевозчик ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» и Московская железная дорога предлагают сохранить существующее пригородное сообщение, заложив средства на полную компенсацию выпадающих доходов в бюджеты субъектов федерации. Тем более, что именно такой подход рекомендует правительство страны.
Понимая социальную значимость пригородных перевозок, ОАО «РЖД» также взяло на себя существенную часть работы по организации пригородного сообщения. Компания обратилась с просьбой в Минфин поддержать субъекты РФ при оплате «пригорода». Правительством Российской Федерации установлены в 2011 г. льготные (понижающие на 99%) тарифы на предоставление услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта для пригородных перевозок, с компенсацией выпадающих доходов ОАО «РЖД» из федерального бюджета в объеме 25 млрд. рублей, из которых порядка 1,7 миллиардов рублей будет направлено на компенсацию выпадающих доходов в Тульской, Орловской, Курской, Рязанской, Калужской, Смоленской, Брянской и Владимирской областях.
Кроме того, ОАО «РЖД» приняло решение о предельном уменьшении стоимости услуг по эксплуатации, обслуживанию, ремонту и аренде подвижного состава, что уменьшило на 9 млрд. рублей сумму компенсируемых регионами расходов.
В результате всех этих действий, субъектам федерации вместо 49 млрд. рублей на компенсацию выпадающих доходов нужно будет найти только 15 миллиардов рублей. На долю восьми регионов Центральной России: Тульской, Орловской, Курской, Рязанской, Калужской, Смоленской, Брянской и Владимирской областей, по территории которых проходит Московская железная дорога, из этой суммы приходится около 1,55 миллиардов рублей.