Основанием для увольнения 227 контролеров на московских станциях пригородных поездов стало желание уменьшить расходы «на данном участке работы» более чем в два с половиной раза, рассказали в пресс-службе Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК).
Технико-экономическое обоснование ЦППК подготовила еще в декабре. В соответствии с ним предусматривалось сокращение штата контролеров и передача их работы на аутсорсинг. Увольняемым предложили должности билетных кассиров, кассиров-контролеров и дежурных, но большая часть бывших работников, «по каким-то своим соображениям» от этих вакансий отказалась: кому-то новая работа не подошла территориально, кого-то не устроила ее «специфика».
«Компания не может придумать каждому на 100% устраивающий вариант», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе ЦППК.
В ответ на решение о сокращении штата уволенные контролеры устроили пикет возле офиса бывшего работодателя.
«Шумиху вокруг сокращения кадров в компании создала группа лиц, называющая себя Межрегиональным профсоюзом железнодорожников. С момента создания и поныне этот профсоюз лишь на словах декларирует заботу о работниках, а также приписывает своим усилиям ту работу, которую выполняет руководство РЖД», — ответили в пресс-службе ЦППК.
В самом Межрегиональном профсоюзе железнодорожников прокомментировать ситуацию отказались.
Будут ли новые стандарты
«Не знаю, каких направлений пригородных электричек изменения коснулись в первую очередь, но на Курском вокзале все осталось, как прежде, — рассказал один из пассажиров электрички Москва—Петушки. — Зайцев охранники грубо отталкивают, оскорбляют, иногда дело доходит до драки. Пока они всей бригадой борются с одним безбилетником, через турникет рядом успевает проскочить еще человек 20 других безбилетников».
В тендере, который провела ЦППК, победила компания «Мегаполис», входящая в ассоциацию частных охранных организаций «Аэрогвард». Это не охранное предприятие, а компания, которая набирает сотрудников для клиентов, обучает, контролирует и ведет с ними все взаиморасчеты, пояснила Мария Ипатова, PR-менеджер «Аэрогварда».
В пресс-службе ассоциации также рассказали, что проверять проездные документы новая компания будет в течение двух лет начиная с февраля этого года.
«Основные требования, которые мы предъявляем к кандидатам при приеме на работу, — это ответственность, обучаемость, внимательность, готовность соблюдать доброжелательность по отношению к пассажирам», — рассказала Айшат Чекунова, директор по персоналу «Аэрогварда».
По её словам, все бывшие сотрудники ЦППК, которые подпали под сокращение, имеют возможность в приоритетном порядке пройти собеседование и быть зачисленными в штат компании.
На сайте ассоциации говорится, что она нацелена внедрить международные стандарты качества в деятельность своих охранных предприятий. Каким образом это отразится на поведении людей, стоящих у турникетов, их общении с пассажирами, в ассоциации ответить затруднились, сославшись на то, что документ предусматривает большое количество пунктов.
«Мы хотим изменить отношение потребителей к частной охране, — прокомментировала Ипатова, - Это предполагает обучение сотрудников на новом уровне и обмен опытом с ведущими европейскими компаниями».
Что касается работы с безбилетниками, то у контролеров, по ее словам, есть инструкция, которая предписывает только проверку проездных документов. Если же человек попытается преодолеть турникет без билета, контролер должен обратиться к полицейскому. Хватать, тем более задерживать зайцев никто не будет.
Контролеры без прав
Однако представить себе, как изменится культура проверки билетов и как именно будут работать новые сотрудники на турникетах станций, не могут даже другие участники рынка охранных услуг.
«Если билеты будут проверять непосредственно на территории железной дороги (то есть при выходе из электрички), то по закону частные охранные предприятия не имеют права досматривать документы, это может делать только полиция», — подтверждает Ирина Найбородина, представитель корпорации «Шериф».
По её словам, условия соблюдения контрольно-пропускного режима разрабатывает заказчик услуги, а охранное предприятие лишь выполняет их. Иными словами, как будет вестись обновленная работа на турникетах — это вопрос к ЦППК.
«В свое время на РЖД специально готовили контролеров и они получали соответствующие документы, — рассказал Юрий Измайлов, директор одной из частных охранных организаций «Шерифа», ранее работавший первым заместителем гендиректора филиала «Ведомственной охраны на Московской железной дороге». — Насколько такое возможно в случае передачи работ по контролю на аутсорсинг, сказать сложно».
«Заказчики в случае передачи непрофильной функции мало интересуются процессом подбора персонала, им важен результат, — делится опытом выполнения подобных проектов Владимир Лазарев, генеральный директор кадровой корпорации ManpowerGroup. — В случае с контролерами будет достаточно обучить персонал, разъяснить им их права и обязанности».
Другое дело, что провайдер, которому заказчик передает на аутсорсинг часть своей работы, должен обладать экспертизой и всеми необходимыми документами для ведения той или иной деятельности, подчеркивает Лазарев.
Тендер ради тендера
Нередко в крупных организациях создаются свои небольшие компании для аутсорсинга непрофильных функций - тендер проводится фиктивно, в результате чего в бюджете компании происходит перераспределение затрат: уменьшается статья расходов на оплату труда, а статья затрат на оплату услуг сторонних поставщиков увеличивается, обращает внимание Мария Маргулис, генеральный директор агентства «1000 кадров».
«В такой ситуации по факту жизнь меняется мало: как правило, те же сотрудники выполняют те же работы, только будучи оформленными в другой компании, — усмехается она. — Экономическую эффективность в таких случаях оценить сложно, поскольку реальный выбор среди поставщиков с рынка не проводится».
Другая проблема в том, что даже если компания-провайдер начинает подбирать новый персонал, то, как правило, на тех же условиях, что и компания-заказчик, отмечает она.
«Для того чтобы выполнять работу не самого приятного характера, в постоянном взаимодействии с людьми и в сменном графике, т. е. по 10 или 12 часов, да еще постоянно на ногах, нужно пройти не только целый ряд интервью, тестов, но и довольно жесткий медицинский осмотр, — говорит Маргулис. — При этом уровень зарплаты предлагается нередко ниже, чем на обычном производстве, где и требований меньше, и работа легче».
В «Аэрогварде» вопрос зарплат новых контролеров комментировать не стали, отметив лишь, что условия работы обговариваются с соискателями на собеседовании.