К среде, 17 апреля, компания РЖД подготовила обращение к московским городским депутатам, в котором просит внести поправки в законодательство и позволить контролерам и охранникам, сопровождающим составы электричек и поездов, проверять документы у пассажиров. Свою инициативу железнодорожный монополист объясняет заботой о розыске пропавших людей.
«Розыск пропавших людей — это забота всех. Но сейчас у РЖД отсутствуют какие-либо полномочия, которые позволили бы каким-нибудь образом участвовать в поиске. Охранные структуры на вокзалах, на станциях, в поездах сейчас не имеют права проверять документы. Даже если человек подходит по приметам на пропавшего, сотрудник не может попросить предъявить паспорт и убедиться в своих предположениях, единственное, что он может, — это передать информацию в органы внутренних дел. А человек ведь на месте не стоит — пока информация дойдет до полиции, тот уже уедет на электропоезде», — пояснил логику железнодорожных следопытов руководитель структурного подразделения РЖД по вопросам обеспечения безопасности на территории Москвы и области Геннадий Самолетов.
Мосгордумой РЖД не ограничивается и самостоятельно разрабатывает соответствующие поправки для рассмотрения федеральным парламентом осенью 2013 года. Член комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров традиционно поддерживает ограничения любого порядка:
«Такие меры не только облегчат поиски пропавших, но и повысят безопасность на транспорте. Эта инициатива вполне закономерна и не ущемляет прав пассажиров».
Исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев обнаружил большее знакомство с реалиями:
«Поиск людей — дело полиции, а не сотрудников РЖД. Люди, не прошедшие специальную подготовку и обучение, получив «доступ к телу», то есть возможность что-то требовать, начнут в итоге применять и «силовые методы» на населении: требовать документы без причины, а затем и обыскивать или вымогать деньги».
Специалист по поискам Дмитрий Второв из свободного волонтерского содружества «Поиск детей» отмечает, что дети убегают без документов.
«На мой взгляд, у РЖД есть собственный интерес — расширить борьбу с безбилетниками».
Он сомневается в том, что новые полномочия контролеров увеличат количество найденных людей и на самом деле достаточно повысить эффективность работы отделов полиции на железной дороге.