С 12 августа вступили в силу новые правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (Приказ Минтранса России от 19.12.2013 №473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом»).
Новые правила наделяют полномочиями сотрудников ОАО «Центральная ППК» по применению мер в отношении безбилетников: теперь разъездные кассиры-контролеры имеют полное право удалить граждан без проездных документов из поезда. В прежних правилах такого права у перевозчика не было. Это очень существенное изменение, которое, как надеется компания, позволит снизить количество безбилетников и повысить дисциплину приобретения билетов среди пассажиров.
Помогать контролерам высаживать безбилетников будет транспортная полиция.
По ранее действующему регламенту, кассиры-контролеры, поймав «зайца», предлагали ему оплатить проезд. При этом взимая с него, помимо стоимости билета, сбор от 50 до 100 рублей. Если безбилетник отказывался платить, его могли попросить сойти на ближайшей станции. Но, как правило, наглые безбилетники либо оставались на своих местах, пропуская просьбу контролеров мимо ушей, либо во время остановки просто перебегали в другой вагон. На таких «зайцах» перевозчики теряли более десяти процентов прибыли в год.
Максим Дьяконов, директор ОАО «Центральная пассажирская компания»:
- Сотрудники полиции по решению контролеров будут просить или требовать от безбилетников покинуть электропоезд, но без применения физической силы, сначала с помощью вежливых фраз.
Новые правила регламентируют виды абонементных билетов и сроки их действия, однако правила разрешают компаниям-перевозчикам добавлять в список абонементов дополнительные предложения.
Внимание в новых правилах уделено и теме сборов за оказание различного вида дополнительных услуг. ОАО «Центральная ППК» уведомляет пассажиров, что взимание сборов, согласно новым правилам, вменяется перевозчику в качестве обязательной составляющей при оказании дополнительных услуг.
Кроме того, в новых правилах появились четкие требования относительно подвижного состава, его классификации, оборудования и пр. Ранее единого документа, где была бы собрана исчерпывающая информация о правилах перевозок, не было.
Компании предстоит провести большую работу по адаптации к новым правилам перевозок. В частности, получить разъяснения от органов исполнительной власти относительно применения ряда положений нового свода правил.
Тем не менее, отмечается, что права оштрафовать безбилетника у контролера до сих пор нет. Об этом сообщает начальник юридического департамента ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Анастасия Ларина:
«У перевозчика нет прав и обязанностей взимать административные штрафы с безбилетника. Он может высадить безбилетного пассажира или снять с него дополнительные платы за обработку покупки билета вместе с самим билетом».
По статистическим данным, от общего пассажиропотока, «зайцами» ездят около 10% пассажиров. Самыми популярными маршрутами для безбилетных пассажиров в Москве являются Ярославское, Казанское, Горьковское и Курское направления.