На помощь штатным контролерам в пригородных электричках могут прийти частники. Оператор подмосковных поездов намерен нанять индивидуальных предпринимателей для сбора денег с безбилетников за проценты. Доход контролеров будет строиться по принципу «чем больше штрафов, тем больше заработок». Таким образом планируется повысить доходы и сократить количество «зайцев» в поездах. Железнодорожники пояснили, что сейчас проходит лишь набор персонала для контроля у турникетов - о приглашении на работу контролёров-частников речь не идет. Что нового в этом сезоне ждать от перевозчиков?
В преддверии дачного сезона железнодорожники вновь задумались о своих будущих доходах, ведь давно не секрет, что в переполненных пригородных электричках едва ли не половина пассажиров - безбилетники. Так называемые «зайцы» на станциях ловко перепрыгивают турникеты, пролезают сквозь дыры в заборах, смешиваются с потоком и спокойно едут до нужной остановки, а завидев контролера, тут же покидают вагон и перекочёвывают в следующий поезд. Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков считает, что привлечение контролеров-частников пойдет перевозчикам на пользу, и чем их будет больше, тем лучше:
Я считаю, увеличение числа контролёров - это более правильный путь. Потому что, ну, обставили все основные станции турникетами - и что мы видим? Стоит какой-то персонал в черной форме, и зачастую дашь им денег - они пропустят через турникет. Важнее контролеры. И важнее, чтобы было чувство неотвратимости, что если ты сел в поезд без билета, рано или поздно пройдет контролер.
Однако железнодорожники внесли пояснения: частных кондкуторов все-таки не будет. На самом деле, идет набор работников у турникетов, рассказывает начальник Департамента по связям с общественностью Центральной пригородной пассажирской компании Илья Черняев:
Не планируем проверку билетов в вагонах отдавать на аутсорсинг, даже мыслей таких у нас нет. У нас есть свои контролёры, разъездные кассиры они называются, и в обязанности их входит предложить приобрести проездной билет в вагоне тому пассажиру, который оказался без билета. Насколько я понимаю, у коллег всё то же самое.
Перевозчики уже не впервые задумываются - как перекрыть «зайцам» дорогу в электричку? Статистика показывает: по вине безбилетников РЖД ежегодно теряет около восьми миллиардов рублей - а это почти 50 новых и современных поездов. Потому дополнительный контроль за оплатой проезда, безусловно, необходим. Как пояснили в самой Московско-тверской пригородной пассажирской компании, на всех направлениях кондукторов хватает, но принимать серьезные меры в адрес безбилетников они не имеют права. Никаких изменений в их работе вводить не планируется, подтверждает сотрудник пресс-службы Анна Зеленская:
Оплата проезда осуществляется по той же схеме, что существует с 2010 года. Кассиры-контролеры штрафы в электричках не взыскивают.
Действительно, последнее - прерогатива исключительно полиции. Проблема лишь в том, что стражи порядка в электричках - редкие гости, говорит председатель союза пассажиров Кирилл Янков:
Если бы группы контролеров периодически сопровождались полицейскими, порядка было бы больше. У полицейских гораздо больше прав - он может задержать, доставить в отделение, если у человека ни денег нет, ни удостоверения личности, составить протокол и доставить в службу судебных приставов для взыскания штрафа. Все это может только полицейский. Контролер пригородной компании или частник сделать этого не могут.
По мнению экспертов, в кодексе административных правонарушений все еще остается существенный пробел - прописанный в законе сторублевый штраф за безбилетный проезд в электричке выписать может только полицеский, у контролеров действительно есть возможность лишь отпускать билеты с небольшой наценкой за продажу прямо в вагоне. А это уже долгое время дает многочисленным «зайцам» возможность легко уходить от оплаты, не боясь ровным счетом никакого наказания.