Пользователь ЖЖ протестировал рабочие испытания нового для российских железных дорог испанского поезда «Тальго». По пути из Москвы в Нижний Новгород он совершил фото-обход состава, впечатлениями о чём он и делится. Далее - от первого лица...
В ночь на 27 октября и утром следующего дня поучаствовал в испытаниях нового поезда «Тальго», по маршруту Москва - Нижний Новгород - Москва. Как вы, возможно, уже слышали, 14 декабря этот состав встанет вместо «Сапсана» на регулярное сообщение по данному маршруту, а пока идут разные этапы испытаний. Попутно бригады проводников, машинисты, инженеры, работники вагонного депо привыкают к новой технике, у которой достаточно много своих особенностей.
Примерно месяц назад поучаствовал в более раннем этапе отработки поезда, когда имитировались полные нагрузки на колёсные пары - путём размещения тяжёлых болванок в салоне, на коротком плече до Владимира. А я в этот раз проехал на полное плечо, до Нижнего Новгорода - туда в поезде, обратно на Москву в электровозе, с обзором профиля пути и новой контактной сети. И как раз застал эпический момент первого повышения допустимой скорости на этом полигоне со 160 до 180 км/ч. Если «Сапсан» ходит с ограничением строго 160 по этому ходу, то «Тальго» будет ходить до 180, с сокращением времени пути до 3 ч 30 мин.
Поскольку испытательная поездка для меня была чётко разделена на две разных по содержанию части, то сделаю соответственно два поста: первая часть (эта, сейчас) будет посвящена походу по составу и обзору вагонов разных классов, а вторая часть (на сл. неделе) расскажет о впечатлениях в пути из кабины электровоза ЭП20 и новой инфраструктуре нижегородского хода.
Итак, «Тальго», новый 20-вагонный пассажирский состав с тремя классами вагонов. Пошли смотреть?
Поездка началась для меня глубокой ночью - примерно в половину четвёртого, на Курском вокзале. Вечером я «Сапсаном» приехал с Питера, и ещё три часа коротал время на вокзале, борясь со сном. Но вот, наконец, нужный поезд приближается, хватит гулять.
Состав длинный, 20 вагонов, и больше половины из них ещё не распаковано: сиденья в плёнке, на полу защитные картонки.
Первое впечатление после остановки: весёлый испанец в рабочем комбинезоне, отладочный инженер от производителя. Меня, кстати, минут через 20 после отправления тоже приняли за испанца.
Захожу внутрь. Через пару вагонов прошёл в кают-компанию поездной бригады, роль которой пока играет вагон-бар.
В кают-компании чайник, микроволновка и весёлые проводницы. Сажусь вместе со всеми, слушаю дорожные истории, пью горячий чай, никого не трогаю. Да, я в ярко-красной куртке с бусурманской надписью Marnot (рифмуется с Тальго), немного похожей на испанские комбинезоны. Чё-то по запарке не снял её, хотя внутри тепло. Вдруг по салону идёт нашенский инженер, и мне, просительно:
- Сеньор, включи хвостовые, а!
- (я, недоумённо) ???
- (проводницы, со смехом) Вася, это же не испанец! Они дальше, в ресторане :)
Ну ладно, напился от души горячего чаю (ночью, когда клюёшь носом, это крайне актуально), потом испытатели отвели меня дальше:
- Можете поспать вот тут, пока ночь. Извините, ничего пока нет пассажирского, так что устраивайтесь, как можете.
- Да ладно, я привычный. Первый раз, чтоле. Куртку под голову и подремлю.
- Только помните, что дверь не захлопывать! Доступ в купе по карточке, и без неё придётся подбирать ключи, тут они все разные и это долго и нудно.
- Хорошо, ясно.
Ну что, постелил курточку с флиской под голову, и с 4 до 6.30 утра действительно подремал, спать хотелось страшно.
Однако на 06:27 поставил себе будильник, и решил, что пока все спят и никто не мешает - обойду не торопясь весь состав, осмотрю детали и вникну в планировку. В 08:35 прибытие в Нижний, всё должен успеть.
Так и сделал. Вот только забыл про фишку с захлопыванием купе и конечно же, захлопнул его, уходя. Потом по возвращении пришлось таки идти к испытателям, просить ключи и мне минут десять подбирали нужный.
Впрочем, ладно. Давайте пройдёмся вместе со мной по составу.
Сразу оговорюсь, что состав находится не в парадном надраенном состоянии «перед открытием», а в рутинном технологическом виде. Это реальные рабочие испытания, а не гламур для пресс-служб.
Планировка у него такая:
9 вагонов класса «Туристо» (по-нашему, второй класс);
2 вагона класса «Бизнес» (первый класс);
5 вагонов «Гран-класса» (купе с туалетом-душем);
1 вагон-бар;
1 вагон-ресторан;
2 вагона-электростанции для обеспечения полной автономности на стоянках или на неэлектрифицированной линии.
Состав в комплектации без своей «головы», в локомотивном варианте.
Как мне сказали железнодорожники, автономный безлокомотивный состав дороже в эксплуатации и менее надежён в условиях больших перепадов температур, особенно низких. Поэтому выбрана компоновка «состав + 2-системный локомотив». На пути есть станция стыкования Владимир, где меняется род тока с переменного на постоянный.
Начинаем смотреть с туристо-класса.
Прохожу нераспакованный вагон.
А вот и распакованный. Компоновка 2+2, широкий проход. Можно разойтись с проводницей, которая везёт тележку с едой. Нормальные прочные, достаточные по габаритам, места для размещения сумок-рюкзаков - не то, что на польском поезде из Литвы в Беларусь.
Сел в кресло. Хорошая деталь: изгиб для поясницы. Так утомляемость при длительном сидении пониже - я в таком примерно кресле летел от Пекина на Питер, китайской компанией «Хайнань эйрлайнс», и за 9 часов устал относительно немного.
Прочный столик, мягкие подлокотники. Сеточки для газет и мелких предметов. Внизу - 1 розетка на каждые 2 кресла. Подставка для ног. В подлокотнике - аудиосистема на 10 каналов + аудио для видеофильмов, которые транслируются по общим мониторам под потолком.
Межвагонный проход, впрочем, как-то узковат. Наши проходы шире.
Бизнес-класс. Тут компоновка 1+2.
Кресло может разложиться так, чтобы занять полулежачее положение, с поверхностью для ног.
Есть и уютные одиночные места, в конце вагона.
Управление креслом + аудиосистема.
В обоих классах в обязательном порядке размещены кулеры для холодной и горячей воды, прямо как в китайском скоростном поезде. Надеюсь, что их ушлые коммерческие головы из экономических служб РЖД не демонтируют, а оставят на месте. Это важно для комфорта пассажира - свободный доступ к воде и кипятку, хотя и понизит выручку от продаж буфетчиков внутри поезда, которые продают водичку за нехилые деньги.
Также везде предусмотрены и места для объёмного багажа.
Туалеты есть в каждом вагоне. Они немного различаются по устройству - в бизнесе есть ещё и пеленальные столики.
Идём дальше.
Наконец, гран-класс.
Это спальный вагон повышенной комфортности - некий аналог нашего «мягкого».
Он двухместный по схеме «вверху и внизу», кресла могут быстро превращаться в постели.
Вот примерно так. Полки широкие, длина тоже неплохая. Больше, чем в нашей плацкарте.
Именно в такой меня и определили после посадки в Москве, отдохнуть на пару часов.
Открываем дверь...
У каждого купе - индивидуальный санитарный отсек: свой санузел, умывальник и душ. Все по-европейски компактно, но в целом приемлемо.
Да, может возникнуть резонный вопрос: а зачем такие вагоны для поездки в 3,5 - 4 часа?
Дело в том, что изначально состав предполагался на маршрут Москва - Киев, и закупались все четыре состава для этой цели. 6,5-7 ночных часов - и мы в столице Украины. Однако вы сами знаете, что произошло там у них - вместо продолжения нормальных отношений, и поэтому проект оказался свернут. Теперь он ставится на Нижний Новгород, а «Сапсаны» будут переданы на Питер и ходить там в усиленном «сдвоенном» 20-вагонном варианте, спрос на то направление очень высок.
Система запирания, свет, аудиосистема. Розеток тут штуки 3. Или даже 4. В общем, достаточно.
Открываем дверь в проход, уже рассвело. Кстати, назначение загадочного девайса справа от входа в душ-туалет я так и не разгадал. Вот эта прижатая к стене полочка, видите? Зачем она?
Монитор видеосистемы.
Идём дальше. Вагон-бар - вот тут-то я и пил чай после посадки.
Вагон-ресторан. Я его так и не смог нормально снять при обходе: поскольку это было раннее бессонное утро, то некоторые испытатели и инженеры-испанцы сидели, опустив головы на столики, и дремали. А пара человек снимала показания с датчиков. Я счёл неэтичным снимать спящих в такой позе - пусть отдыхают, поэтому позаимствовал более раннее фото у . Надеюсь, он не будет в обиде.
В голове и хвосте состава - вагон-электростанция, для обеспечения полной автономности. Этакая крепость на колёсах.
Внутренность.
Баллоны сжиженного газа? Или, скорей всего, система пожаротушения.
Вот так устроен состав, в целом. А мы уже подъезжаем к Нижнему, вот уже и паровозный музей промелькнул мимо.