Пользователь ЖЖ побывал в единственном в Латвии и крупнейшим в Прибалтике музее железный дорог. Далее - рассказ от первого лица.
Позавчера, уже на пути в рижский аэропорт встретился со старыми друзьями и посетил единственный в Латвии и крупнейший в Прибалтике (есть ещё в эстонском Хаапсалу и на Вильнюсском вокзале) музей железный дорог. В принципе, изначально посещение данного музея не планировалось, но он очень удачно оказался на моём пути.
Музей компактный и достаточно интересный, во всяком случае для любителей желзных дорог. Посещением полностью удовлетворен и предлагаю вашему вниманию небольшой фоторассказ.
Вначале приложу карту местонахождения - музей находится в Пардаугаве (Задвинье), от вокзала-центра минут 25 пешочком, вот как на карте. Или можно подъехать две остановки на трамвае. А ранее на месте музея находились ремонтные мастерские и грузовой двор станции Торнякалнс, первой от Риги остановки электричек, где расходятся линий на Юрмалу и Елгаву.
Главное здание, где находится вполне обширная экспозиция, посвящённая истории Латвийских железных дорог, там же следует купить билетик за совершенно странную сумму в 1-42 евро. Именно 1-42, не больше и не меньше. Причем экспозиция на улице, наиболее интересовавшая меня, является совершенно бесплатной.
Я в первую очередь туда и направлюсь - к паровозам, тепловозам и вагонам. Наружная экспозиция на открытом воздухе предоставляет возможность любопытствующим ознакомится и осмотреть железнодорожную технику, в основном, времён СССР, но есть и экспонаты довоенной Латвии.
В единственном числе представленный «заграничный» экспонат, немецкий паровоз ТЭ, произведённый в Касселе.
До начала 1970-х такой паровоз эксплуатировался на Прибалтийской ж/д.
Ещё один паровой локомотив в музее - Лебедянка (от первой буквы серии Л) - советский магистральный грузовой паровоз.
В будку машиниста этого паровоза можно залезть.
Напротив интересный электровоз ВЛ26, а интересен он тем, что их было произведено всего 10 штук, и являются они контактно-аккумуляторными локомотивами, то есть благодаря аккумуляторам локомотив использовался на путях без электрификации.
Знаменитая рижская кругломордая элетричка ЭР2.
Внутренности салона оставались неизменными с начала 1960-х.
Любопытный экземпляр - грузопассажирская моторная дрезина (или мотовоз) для узкоколейных ж/д, выпускавшаяся на Демиховском машиностроительном заводе. В Латвии такие дрезины эксплуатировались на многочисленных торфоразработках.
Популярнейший на железных дорогах СССР 1970-х тепловоз ТЭ3.
Кстати, позади музея за забором уже начинаются рабочие и действующие пути.
Несмотря на то, что тематика железной дороги интересна в целом узкому кругу людей, музей достаточно популярен. В этот раз посетителей было немало, включая две группы школьников из провинции. Народ активно интересовался и вникал. Многие были с детьми младшего возраста, для которых предусмотрен детский «железнодорожный» уголок и тематические мультики.
Багажный вагон времён первой Латвийской Республики, изготовлен в Лиепайских вагонных мастерских.
«Столыпинский» вагон для перевозки осуждённых.
Широко представлены маневровые локомотивы - рабочие лошадки стальных дорог латвийских портов и промышленных предприятий.
Что ж, теперь заглянем под крышу, где собраны исторические фотографии, макеты станций и поездов, одежда железнодорожников, различные технические устройства.
Макет станции Мейтене, что на границе с Литвой. Станция была спроектирована специально к Олимпийским Играм 1940 года, которые должны были состояться в Хельсинки, и через неё в Латвию по железной дороге должны были заезжать потенциальные участники игр и туристы.
Макеты продукции Рижского вагоностроительного завода.
Карта железнодорожного и автосообщения довоенной Латвии. Обратите внимание на высоконасыщенную сеть железнодорожного сообщения.
Железнодорожная справочная-автомат, помню, любил повтыкать на кнопки этой машины и наблюдать, как с шумным прихлопыванием перелистывались страницы с тарифами и направлениями.
Фото перрона рижского вокзала. Народ ждёт пригородный и транзитный поезд из Таллина на Минск, мегапопулярную в то время «Чайку».
Диспетчерский пункт управления сортировочной горкой, до 2014 изпользовавшийся на крупнейшей в Латвии грузовой станции Шкиротава.
Помещение музея, предназначенное для тематических мероприятий, выставок и концертов. Тут находится старинный вагон 3 класса и передняя часть локомотива ТЭП60. Для антуража. Хотя именно в этой комнате в 1994 году стараниями энтузиастов открылся музей.
Пара фоток в конце поста. Например, эта, с рабочими-путейцами 30-х годов.