Пользователь ЖЖ будучи в Турции имел возможность совершить поездку на пассажирском поезде дальнего следования из Анкары в город Карс. И сразу же поделился своими впечатлениями от поездки. Далее - рассказ от первого лица.
Этот поезд имеет громкое и звучащее название «Восточный Экспресс», но в пути он находится достаточно долго. 1350 километров маршрута преодолеваются целых 25 часов, то есть средняя скорость всего 54 км/ч. Небыстро, прямо скажем, но в данном случае мы не спешили. Как бы это не звучало банально, для меня романтика путешествий в поездах до сих пор актуальна, это один из действенных способов проникнуться страной, а самолёт всё же не даёт таких целостных впечатлений. Ну и бонусом, несомненно, являются красивые виды Малоазиатского и Армянского нагорий, открывающиеся из окна вагонa. Из Анкары поезд идёт в режиме ночь-день, отправившись ровно в 18:00 и прибыв в Карс с несущественным 30-минутным опозданием в 19:00.
Билет приобретался на сайте Турецких железных дорог за три недели до поездки. В итоге все купе в нашем вагоне были заняты на том или ином отрезке маршрута, так что, думаю, билетами лучше обзаводиться заранее, недели за две - именно на ночные поезда дальнего следования.
Для справки: как я заметил, вагоны подразделяются на три категории: Pulman - сидячка с компоновкой мест 2+1, Kusetli - четырехместное купе по типу привычного нам и Yatakli - двухместное купе повышенной комфортности. Именно в последнем мы и ехали, стоимость билета на человека - 27 евро (85 турецких лир), что совсем недорого, учитывая расстояние и очень приличные условия. Одиночному пассажиру придётся немного доплатить за целое купе, оно выкупается целиком, незнакомого попутчика быть не может. Я проверял, сумма небольшая (около 6 евро), зато дети до 12 лет в таком вагоне едут бесплатно.
Что ж, за 5 минут до отправления заходим в вагон и едем в Карс!
Ищем и находим своё купе, всего их десять. Как видим, в коридоре отсутствует ковёр, частый атрибут наших купейных вагонов, приятная взору деталь поездного уюта.
Общий вид 2-х местного купе. По своему внутреннему пространству оно достаточно объёмное, просторное, с лихвой хватает места для двоих. Бельё уже заправлено, а два кресла легко трансформируются в нижнюю полку. Окно не открывается, лишь верхняя часть откидывается градусов на 30.
Умывальник с дозатором жидкого мыла. Предоставляется и твёрдое мыло в корпоративной коробочке от TCDD.
Холодильник, уже с нашей провизией. Изначально там были вода, по паре шоколадок и снеков-палочек, включённых в стоимость билета.
Имеется шкафчик с полками, в глубине - розетка, через которую включён холодильник, но можно её использовать и для зарядки телефонов и прочих гаджетов.
Комбинация занавески и солнцезащитной шторы.
Очень удобный широкий выдвигающийся столик, то есть можно полноценно расположиться на обеды/ужины.
Вешалки-крючки для одежды, молоток для стекла на случай аварийной ситуации и полка для багажа.
Одноразовые тапочки. Как я понял, это своеобразный турецкий стандарт. В любом провинциальной недорогой гостинице обязательно будут одноразовые тапочки.
Персональный ключ от купе, выданным проводником после отправления. На случай, если хотите прогуляться в вагон-ресторан, в туалет, да мало ли ещё куда.
Изнутри купе закрывается на обычную защёлку.
Регулятор температуры и выключатели. Индивидиальных ламп освещения для каждого места не предусмотрено.
Под умывальником - ящик для мусора.
Вид на застеленную верхнюю полку.
Купе проводника, которого почти всю дорогу практически не было видно, за исключением крупных станций. Проводник предпочитал находиться в вагоне-ресторане. Я так и не понял, то ли это являлось его дополнительной обязанностью, помогать там, то ли ему было просто скучно и он предпочитал быть поближе к своим коллегам. Кстати, рядом с купе проводника имеется и небольшая душевая кабина, вот не сфотографировал, жаль. Но пользовались, всё в порядке - горячая вода в наличии.
Помещение туалета, в вагоне их два - обычный, западного типа, и традиционный восточный без стульчака. Турция же. Туалеты в целом чистые, но не совсем свежие - терпимо, учитывая возраст вагона. Это тип TVS2000 производства локального, турецкого вагоностроительного предприятия.
А тем временем наш поезд шустро выезжает за пределы Анкары.
Вскоре двухпутная пригородная электрификация, далее - только тепловозная однопутка до самого Карса. Жаль, что не было расписания движения поезда на стене в коридоре, немного неудобно. Впрочем, на следующее утро включил GPS на телефоне, чтобы ориентироваться на маршруте следования.
Проезжаем мимо каких-то городков, скоро стемнеет.
Самое время преобразовать два кресла в нижнюю полку и задуматься о походе в вагон-ресторан. Не с целью поужинать (плотно пообедали в Анкаре, да и с собой было), а просто полюбопытствовать, как там всё устроено, какие цены и т.д.
Вид на барную стойку, слева - тележка с чаем, водой и лёгкими снеками, которая вскоре отправится в сидячие вагоны. В нашем вагоне тележки я не видел, но как бы имеется кнопка вызова персонала. То есть возможно более индивидуальное обслуживание, хотя не уверен - не пользовался.
Супруга изучает меню вагона-ресторана и общий вид. Клиенты есть, человек десять было, и постоянно приходили новые.
Меню поближе, ценник процентов на 30 выше, чем в среднем по стране. Чай/кофе - 0,5 евро, пиво - 1 евро, супы чуть дороже евро, основные блюда 4-6 евро, но порции небольшие. Однако к главному заказу неукоснительно приносят корзинку с хлебом, салатик и оливки. Это я немного подсмотрел, чего там они едят. Сам взял себе бутылку местного пива «Efes» (ни о чём), а жена заказала айран. Посидели минут 20, да и отправились к себе. На следующий день вновь приходили сюда попить чайку, подали его в обычной кружке с блюдцем.
Поезд неспешно пробирается сквозь многочисленные тоннели.
Красивые и суровые места, особенно зимой - это самый центр Турции, со всех сторон запертый горами. Зимой тут ветренно и холодно.
Так как купе у нас в самом хвосте состава, в любое время можно выйти в тамбур и созерцать железную дорогу с пейзажами сколько душе угодно.
Пришло время завтрака. Чего нам в этот раз послал Бог турецкого пищепрома?
Затем сходили попить чай и я решил немного вздремнуть, отметив по карте, что следующая большая станция Эрзинджан будет часов в 11 утра.
А вот и Эрзинджан. Стоянка однако здесь крайне непродолжительная, 5 минут. Такая же будет в Эрзуруме, то есть полноценно прогуляться вдоль состава совершенно не получилось. Здесь, в Эрзинджане, я заставил слегка поволноваться нашего проводника, когда после отправления меня не оказалось в вагоне, хотя он (проводник) видел, что я выходил. А я всего лишь решил прогулятся по перрону и затем незадолго до отправления заскочил в один из первых вагонов, чтобы затем пройти сквозь весь состав. Не привык он, видимо, к такому нестандартому поведению, ведь обычно иностранные туристы предпочитают проводит время в своём купе, вот и разнервничался, бедолага.
Результат прогулки - фото салона сидячего вагона.
Едем дальше, уже по региону Восточная Анатолия (или Западная Армения). После Эрзинджана пейзаж стал на время более плоским. Заметил ещё один момент турецкой поездной жизни - турки любят курить в поезде, хотя везде видно запрещающие знаки. Видел двух деятелей, не постеснявшихся открывать двери вагона на скорости 80-90 км/ч и паливших свои цигарки. Ещё здесь курят в туалетах, а проводник это делает и у себя в купе. Далеко от начальства, можно и расслабиться. Хотел его зафотографировать, но за пару часов до прибытия в Карс он неожиданно переоделся в гражданское, а это уже не то. Да и ладно.
Станция и городок Ашкале, уже в Эрзурумской области.
Затем начались безлесные пустынные жёлтые холмы. «Земля безлесна, но плодоносна» писал А.С. Пушкин в своём «Путешествии в Арзрум» именно об этих местах.
Тем временем поезд прибывает в Эрзурум.
Сюда мы ещё вернёмся, пока короткая прогулка по перрону.
Маршрутная табличка на вагоне поезда.
Слегка неожиданная картина - автомобиль такси заезжает за клиентами прямо на платформу к вагону.
Вскоре оправились, а до Карса ещё 200 километов и 4 часа.
Вид на станцию Эрзурум.
После Эрзурума какое-то время проезжаем плоскую высокогорную равнину.
Между прочим, этот поезд, «Восточный Экспресс», ранее ходил не из Анкары, а из Стамбула, отправляясь от известного железнодорожного вокзала Хайдарпаша, что величаво расположился на самом берегу Босфора, но в связи с масштабной реконструкцией турецких железных дорог вокзал Хайдарпаша закрыт, а все имеющиеся дальние поезда на восток Турции стартуют из Анкары.
Одна из немногочисленных станций на полпути от Эрзурума к Карсу, хотя зачастую поезд останавливался буквально в чистом поле, где лишь короткая платформа. Люди сходили и пешком направлялись в близжайшую деревеньку.
Где-то за час с небольшим до прибытия в Карс, здесь видим уже невыское горы, поросшие лесом. Вскоре будет станция Сарыкамыш, бывший форпост России на Османском направлении, однако в Сарыкамыш поезд пришёл уже во тьме, поэтому фотосъёмка стала невозможной. Далее - Карс, конечный пункт нашего железнодорожного путешествия. Ввиду тёмного времени суток мы сразу отправились в гостиницу, не было смысла рассматривать станцию, подошёл туда в один из следующих дней.
В общем, сошли мы с поезда абсолютно свежие, выспавшиеся, отдохнувшие и с новыми впечатлениями, которые не сможет дать перелёт на самолёте. Это был отличный опыт, а спальный вагон в целом я оцениваю на твёрдую «четвёрку» с стороны не как специалиста, а именно как пассажира. Балл снизил ввиду очевидного возраста вагона, которому не помешало бы легкое косметическое вмешательство. Но это в действительности мелочи.