Рассказ о личном опыте и наблюдениях от путешествия на ночном поезде «Caledonian Sleeper» из Лондона в Эдинбург от пользователя ЖЖ . Далее - рассказ от первого лица.
Друзья, сегодня наступил тот замечательный день, когда вы сможете узнать всю правду о британских ночных поездах. Сегодня - рассказ о моём личном опыте и наблюдениях, честно и без прикрас. Недавно мы проехались на поезде из Лондона в Шотландию на поезде «Caledonian Sleeper». Этот поезд состоит из 3-х групп вагонов, разделямых в Эдинбурге - и следующих до Абердина, Инвернесса и Форт-Уильяма соответственно.
У нас были билеты до станции Форт-Уильям, что на западе Шотландии. Этот маршрут мне показался наиболее приемлемым и приятным, так как у поезда очень удобное время прибытия - 09:55 утра (при отправлении из Лондона в 21:15). При этом поезд идёт по крайне живописному и малозаселённому Северо-Шотландскому нагорью. В общем, планировалась замечательная поездка и билеты были куплены ещё до Нового года.
Однако произошло непоправимое событие с жирным знаком «минус». Британские железнодорожники отменили наш поезд до Форт-Уильяма, предоставив волевым решением взамен уютного и тёплого купе неудобный микроавтобус, на котором мы и доехали сквозь тёмные и заснеженные Хайленды до пункта назначения от Эдинбурга. Причиной этой серьёзной для меня неприятности являлся неожиданный ремонт моста на пути и операционные трудности в связи с этим. Все поезда шли с опозданием в 2 часа. Об урезании маршрута я, конечно, был освёдомлен, но изменить планы и поехать позже не представлялось возможным. Причём до Абердина и Инвернесса вагоны не отменялись, неудачниками оказались лишь пассажиры до Форт-Уильяма.
Так что по факту поездка состоялась, пусть и в весьма усечённом варианте. Что ж... ситуацию сильно драматизировать не буду, лучше покажу вам, что же это за транспортная сущность такая - британский ночной поезд (на фото ниже - проводник одного из вагонов поезда по имени Муххамед).
Изначальный маршрут поезда на карте. Отправление от лондонского вокзала Еuston. Едем до Эдинбурга.
Пару слов о лондонской подземке, при помощи которой мы добирались из аэропорта до вокзала: я был в нескольких метрополитенах мира, но такого неудобного, тесного и некомфортного метро ещё не встречал. Дело привычки, конечно, но совершенно не хватает пространства - узкие лестницы, тесные переходы. Совершенно неудобно, особенно если с багажом, пусть даже и небольшим. Вокруг грязновато. Вагоны очень низкие. Естественно, лондонский тьюб харизматичен и вызывает уважение как впечатляющий исторический транспортный объект и достоин отдельного изучения, но больно уж он своебразен.
Главный конкорс вокзала Юстон.
Торговые площади и выходы к поездам.
Крошечный зал ожидания на всю огромную станцию, 60 кв.метров, не более.
Тем временем я прогулялся к нашену поезду, который уже находился у 1-ой платформы. На пути встретился британский скоростной «Pendolino».
Британский электровоз (класс 90) притянул состав на станцию из парка отстоя. Под похожим электровозом мы отправимся в ночь на север.
Состав поезда «Caledonian Sleeper». Сейчас поезд и марка принадлежат аутсорсинговой компании «Serco». Как известно, в середине 90-ых британские железные дороги пережили непростой процесс приватизации, в результате которого появилось несколько десятков независимых железнодорожных компаний. Наш поезд за последние 20 лет четырежды сменил управляющую компанию. От материнской исторической «British Rail» до частной конторки.
Кстати, обратите внимание - вагоны обозначаются не цифрами, а буквами (вагон «L» в данном случае). Также можно заметить, что в стандартном спальном вагоне 12 купе по 2 места.
Скоро будет производиться экипировка вагона-ресторана.
Взглянем ещё раз на поезд и платформу с иного ракурса. Скоро начинается посадка. Согласитесь - не совсем уютно выглядит платформа, мрачновато.
Вагоны «К» и «J». Старенькие, поистрепавшиеся за долгий 30-летний срок службы. Да, в Британии спальные вагоны, пожалуй, изжили свой срок и несоответсвуют современным реалиям.
Двери открываются наружу. Начинается посадка.
Welcome! Заходим?
Коридорчик узкий. Такой узкий, что даже я, почти худой человек (шучу!) помещаюсь с трудом. И всего лишь три окна на весь проход.
Приветственная и малополезная информация на двери купе. Лучше бы расписание вывесили, которого, естественно, нет.
Общий вид купе. Купе совсем небольшое и аскетичное, полезное пространство лимитировано. Места для крупного багажа толком нет. Если только с рюкзачком и айпэдиком, то нормально. Полки, в принципе, вполне широкие и удобные. Ход поезда плавный, не дёргается, не лязгает - можно хорошо выспаться. Поразили чрезвычайно маленькие окна.
Вода как скромный комплимент от «Caledonian». Ещё из бесплатного - утром чай, кофе или сок на выбор. В левой части снимка - розетка для электрической бритвы, но я заряжал телефон при помощи подготовленного в дорогу переходника, так как был в курсе ситуации. Обычные английского типа розетки в купе отсутствуют, равно как и вай-фай.
Между нижней и верхней полкой расположен стол, под частью которого скрыт умывальник. Вообще, сам стол расположен своебразно - аккурат посередине между полками, но сбоку. Конструкторы хптели использовать полезную площадь эффективно а получилось немного странновато.
Регулировки отопления, света и кнопка вызова проводника.
Нижняя полка.
Верхняя полка с ремнями безопасности. По белью - претензий нет, чистое и свежее.
Прогуляемся по вагону? Тамбур.
Межвагонное пространство, двери раскрыты нараспашку. Если в купе тепло и уютно, то здесь неслабо задувает и сквозит. Курить запрещено - нарушителей штрафуют на 50 фунтов.
Тувалеты, по отдельности для леди и джентельменов.
С туалетами всё хорошо. Опрятно. Кстати, после завершения процесса необходимо воспользоваться педалью, которая чуть виднеется слева от основного предмета этого помещения. Хотя сам туалет био.
Дошёл до сидячего вагона. В принципе, неплохо - сидения достаточно широкие и мягкие, слегка опускаются, пространства много. На небольшие расстояния хорошо, а если всю ночь - пожалуй, тяжеловато будет. По ценам расклад следующий: сидячка из Лондона до Шотландии - 50 фунтов независимо от станции назначения. Спальный вагон - 75 фунтов стандартная цена при покупке заранее. Есть ещё суперскидки по определённым дням или даже часам, но их ловить надо. Там цены от 29 и 39 фунтов соответственно.
В этом же сидячем вагоне находится служебное помещение кондуктора, который технически обслуживает поезд в пути следования и ответсвеннен за связь с машинистом, диспетчерскими и прочими службами. Проводники-стюарды занимаются только пассажирами.
Стюард скучает за барной стойкой. Здесь обслуживаются пассажиры сидячего вагона. Согласно правил перевозки, они не имеют доступа в вагон-лаунж, объединённый с рестораном. Крайне необычная сегрегация железнодорожных клиентов. Первый раз в жизни встречаю такую странную ситуацию, когда пассажиры эконом-класса не могут посетить вагон-ресторан.
Меню вагона-ресторана.
Общий вид. Получилось не самым лучшим образом, но в открытую фотографировать людей не очень комфортно. Кстати, здесь же можно подзарядить газджеты.
Можно взглянуть и с такого ракурса.
Купе проводника. Здесь у них установлена микроволновая печь и водонагреватель. Проводник Мухамед, что на заглавном снимке, любезно позволил зафотодокументировать своё рабочее место.
Чуть не забыл, каждому спальному месту в купе полагается такая полочка.
Утренний кохфе. К нему подали шотландскую печеньку.
А вскоре мы прибыли на станцию Эдинбург-Уэверли (Edinburgh Waverley), где нас уже ждал тот самый злочастный микроавтобус, не позволивший порадоваться путешествию на все 100%.
Вот он, белоснежный поезд из Эдинбурга в Форт-Уильям, в безвестной деревне на санитарной остановке.
В общем, я бы поставил поезду «троечку», и то с натяжкой, потому что очень добрый. Всё же серьёзнейший недочёт, когда пассажиров вышвыривают из оплаченного спального вагона в автобус, который несопоставим с уровнем комфорта и близко. Также к минусам можно отнести и недостаточное пространство в купе. Целых 12 купе на вагон - это явный перебор, но таковы конструкционные особенности британских спальных вагонов на данный момент. Напомню, что им по 30 и более лет, свой срок они давно отбегали. К 2018 году обещают новые современные вагоны от испанцев (CAF), но что у них получится на выходе, время покажет.